Что может объединять еловые ветки, грецкие орехи и воск? Новый год и рожденственские праздники, — скажут многие. На самом деле все это используется в серьезном и дорогостоящем производстве — изготовлении ювелирных украшений. SmartNews побывал на красносельском ювелирном заводе, лидирующем по производству и обработке золота в России.
Ювелирный завод — настолько же серьезное предприятие, как, скажем, военное ведомство. На входе — двойные рамки металлодетектора, пройти которые с первого раза не удалось. Бдительные охранники заставили показать им содержимое сумочки. После того, как оттуда изъяли ключи, мобильный телефон, кошелек, флэшку, упрямая машина вновь подала сигнал. Тщетно провозившись со мной с полчаса, стражи порядка всё же пропустили меня на территорию завода под ответственность моего экскурсовода, начальника одного из участков.
У рабочих открытый доступ к золоту. Случайных людей здесь не бывает. Сам завод построен таким образом, чтобы между цехами можно было быстро перемещаться. Отсюда и такое количество коридоров, в которых легко заплутать.
Моей целью было узнать, как ювелиры изготавливают свои шедевры. Цех по производству украшений я представляла по меньшей мере сокровищницей. Однако, чтобы на свет появилось кольцо, до цеха ещё далеко. Вся работа начинается там, где рождаются идеи, — в кабинете дизайнера. Будущие ювелирные шедевры проектируют на компьютере в специальных программах. Сначала — эскиз, затем — более детальный чертёж. Дизайнер подбирает цвета металлов и камней и в итоге строит 3D-модель.
Вот набросок будущего украшения. На этом этапе, в общем-то, творческий процесс и заканчивается. Потом идёт рутинная работа, массовая, узкая специализация. Детально разработанную модель с помощью специального оборудования выращивают в полимере. Под действием ультрафиолета из жидкого состояния изделие вырастает в твердое.
Полимерная модель, сделанная по эскизу дизайнера, отправляется на участок литья. Там с неё снимается форма, после чего изделие отливается в серебре. Машина, выращивающая полимеры, изготавливает прототип изделия с шероховатостями, которые необходимо убирать вручную.
Я чищу серебряные изделия, делаю размеры, припаиваю прутик, так называемый литник. Работа очень трудоёмкая, требующая усидчивости. Из этого кольца на следующем этапе сделают форму в резине, а по литнику в неё зальют воск. Появление на свет золотого колечка — достаточно долгий процесс.
После придания серебряной модели фактуры, как выражаются ювелиры, её закладывают в мягкий резиновый блок и отправляют под горячий пресс. Готовый «сэндвич» разрезают зигзагом, чтобы две его половинки можно было соединить. Так на свет рождается серебряное кольцо. В будущем у него появится двойник, уже из золота. Но об этом пока рано. Чтобы получить второе кольцо, внутрь формы заливают воск.
Одна восковка — в перспективе одно ювелирное изделие. Представляете, сколько работы необходимо сделать?
Когда восковых колечек наберётся больше сотни, их собирают вместе. На ювелирном жаргоне такую композицию называют ёлочкой. В литейном цехе цилиндрическую форму с ёлочкой доверху заливают гипсом и особым способом запекают при температуре около 800 градусов в течение нескольких часов. Гипс легко выдерживает закалку, а воск выплавляется полностью, образуя пустоты в форме.
Наступает очередь золота. Помните прутики, на которые насаживали колечки? Когда воск выплавился, на их месте в гипсовой форме образовались каналы. Именно по ним форму заполняет расплавленный металл, занимая все свободные полости.
На правах гостя я попросила ювелиров подарить мне одну маленькую ёлочку из чистого золота. И вдруг выяснилось, что из чистого золота на этом предприятии (равно как и на всех других) ничего не изготавливают. Оказывается, чистое золото очень мягкое. Чтобы изделие было прочным, его смешивают с другими металлами. Мне это напомнило рецепт из поваренной книги. Записывайте: на 3 кг золота взять 1,5 кг меди. Добавить по 250 г цинка и серебра. Выпекать при температуре в тысячу градусов. Не забывайте помешивать. Через 15 минут достаём из печи 5 кг золота 585 пробы.
Чтобы не повредить изделия, гипсовые формы не разбивают, а растворяют в воде. На свет появляются ёлочки из золота. Мастера отстригают колечки и отправляют их на участок шлифовки, монтировки и полировки.
Все золотые изделия на заводе промывают в турбомашинах со шлифующими пирамидками. Более тщательную работу доверяют грецким орехам. Шероховатая поверхность дробленой скорлупы идеально работает как нежнейшая наждачная бумага для финальной шлифовки.
Последняя деталь — монтировка драгоценных камней. Специалисты должны подобрать камни одинаковых полутонов, иначе ювелирное изделие будет с браком. Вот уж у кого глаз — алмаз!
Пройдя все этапы, ювелирное изделие отправляется на участок упаковки. Здесь каждый шедевр взвешивают и вешают на него бирочку — визитную карточку завода. Отсюда кольца, серьги, браслеты и другие изделия попадут в магазины.
Ювелирное производство является традиционным видом деятельности для Костромской области. В настоящее время на территории региона функционируют более 1 200 ювелирных предприятий, значительная часть которых сосредоточена в посёлке Красное-на-Волге.
Видео
Эксклюзивные украшения от ювелирного завода «Бриллианты Костромы». Ювелирный завод «Бриллианты Костромы»
Видео: Анастасия Карпова
Приятно осознавать, что в нашей стране работают такие производства.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе