Спецпроект

Со служебного входа

Аналогов нет. SmartNews побывал на заводе сверхлегких вертолетов

16
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Global Look

В Кемерово запущено первое в России производство недорогих вертолетов. Аналогов этим винтокрылым машинам сегодня в мире нет ни по стоимости, ни по характеристикам. Корреспондент SmartNews стал первым журналистом, которого пустили внутрь завода.

Небольшой зеленый ангар в частном секторе Кемерово близ бывшей базы ДОСААФ и аэродрома Северный — это и есть завод, высокотехнологичное производство КИТ-наборов (комплекты для самостоятельной сборки) вертолетов. Первое в России. На фоне кладбища самолетов и вертолетов с порванным и ржавеющим фюзеляжем, которыми раньше владел ДОСААФ, трудно поверить, что вот тут, совсем близко, рождаются вертолеты. Обойдя по грязи эту груду металлолома, охраняемую собакой, попадаю на завод.

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

В июне SmartNews писал об идее организации производства вертолетов в Кемерово. Тогда здесь был только фундамент. Сегодня на небольшом заводе уже установлено все нужное оборудование. Идет сборка первой продукции.

С лета мы построили здание, закупили и запустили все оборудование. Подобрали персонал — выбираем лучших из претендентов. Ведь процесс требует ответственного подхода к делу. Сейчас работает уже порядка 10 человек. Подчеркну большими буквами: это не отверточная сборка какого-то импортного вертолета, это собственное ноу-хау, собственный патент на скоростной вертолет.

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Справка SmartNews

Вертолет «Афалина»

Габариты: высота — 2,8 м; ширина — 1,85 м; длина — 7,2 м (без лопастей). Летные данные: максимальная скорость — 280 км/ч; крейсерская — 240 км/ч; максимальная дальность полета — 750 км; статический потолок — 2000 м. Силовая установка Hirth H37 (91 л.с.). Расход топлива — 12–16 л/ч.

Завод рассчитан на производство 10–15 КИТ-наборов скоростных вертолетов в год.

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Мы решили делать КИТ-наборы во многом из-за специфики российского законодательства. Ведь в этом случае нам не нужно проходить дорогостоящую и очень длительную по времени запутанную процедуру сертификации производства. Сейчас производство оснащено необходимым оборудованием. К маю следующего года мы готовы представить модель на международной выставке вертолетной продукции HeliRussia-2014 в Москве.

В цехе сегодня ведется сборка первой модели КИТ-набора. Перед выставкой должны пройти испытания, однако уже сегодня на нее есть первый покупатель.

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

У нас сейчас идет отработка технологического процесса для запуска серийного производства. Конечно, риск в нашем деле присутствует. Не исключено, что что-то пойдет не по плану. Однако мы должны быть готовы к тому, чтобы серийно выпускать продукцию после представления первой модели. Если это не делать сейчас, то потом может случиться так, что появятся покупатели, а мы не сможем ничего сделать, будем отлаживать производство.

Вертолетный цех разделен желтыми линиями на несколько секторов, в которых должна вестись сборка, механическая обработка деталей, выплавка комплектующих из углеволокна, покраска корпусов.

Естественно, мы готовы оказывать техническую поддержку тем, кто будет приобретать КИТ-наборы. Но ставка делается на то, чтобы человек сам собирал вертолет. Я сам собирал КИТ-набор, но американский. Это своего рода набор «Лего». Прежде всего это сильно удешевляет стоимость вертолета. Мы ориентируемся на 100 тыс. у.е. Для сравнения: обычный двухместный вертолет в России можно купить за 5 млн рублей. Но все будет зависеть от комплектации. Будет простая комплектация и скоростная.

На производстве всё оборудование и инструменты импортные, разве что наждачная бумага российская. Со станками и оборудованием разбираются работники, которые раньше были заняты в институтах, на машзаводах, в частном бизнесе.

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Сейчас я сборщик. До этого занимался монтажом спутниковых систем. Познакомился с проектом создания такого производства, заинтересовался. Я с детства люблю авиацию. Интересно заниматься тем, чего еще нет.

До этого у меня был собственный бизнес. С детства собирал авиамодели, поэтому заинтересовался. Вот смотрите, о космосе мечтали, а потом полетели. Все имеет начало и продолжение. Так и здесь. Вертолет в Кемерово? Почему нет?! Я очень хочу полетать на вертолете, который мы тут делаем.

Я с 1979 года работаю на станках. Принципиально не особо отличается от других. Но всего два или три в жизни видел новых. К тому же на моем участке есть еще особо точный станок с числовым программным управлением.

Владимир Королев сделал в нашем присутствии одну деталь.

Видео

Видео: Александра Войцишевская/SmartNews

Привлекает в этом проекте заинтересованность людей. Владелец здесь не сидит в барах, а занят делом. Технология и подход к делу вселяют надежду на то, что все получится. Вертолет будет востребован, полагаю, в основном для частных нужд. Однако было бы еще лучше, если бы на втором этапе это предприятие начало производить непосредственно вертолеты.

Прислал
Владимир Омичев

а я бы рискнул побыватьь в нем первым пассажиром на испытательном полете. Молоды ребята, дай Бог им удачно все запустить а потом наладить производство отечественных комплектующих

Прислала
Анастасия Мичурина

Мне кажется, что это довольно перспективное направление. Дёшево и сердито.

Автор

Александра Войцишевская

Над статьей работали

Анастасия Савельева, Анастасия Мичурина, Наталья Гребнева, Владимир Омичев

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Наташа Смирнова 19 ноября 2013, 13:21

Честно говоря, не вызывает доверия у меня такой вертолёт, я бы в него не села.

Отмечено
редакцией

Владимир Омичев 19 ноября 2013, 16:17, Изменено: 19 ноября 2013, 16:41

а я бы рискнул побыватьь в нем первым пассажиром на испытательном полете. Молоды ребята, дай Бог им удачно все запустить а потом наладить производство отечественных комплектующих

Марина Карпова 19 ноября 2013, 16:35

Аналогов нет такой технике... Может это потому, что она и не очень-то нужна? В вертjлётах главное что? надёжность. А тут она весьма сомнительная.

Отмечено
редакцией

Анастасия Мичурина 19 ноября 2013, 17:05, Изменено: 19 ноября 2013, 20:37

Мне кажется, что это довольно перспективное направление. Дёшево и сердито.

Инна Шабанова 19 ноября 2013, 19:59

Неужели самим собрать можно? в домашних условиях с одной отверткой и инструкцией?

вадим обидин 30 ноября 2013, 14:26

хватит изобретать велосипед! Здесь нужна господдержка!

Андрей Голубев 4 апреля 2014, 23:25

Какая нахрен господдержка. Больно им надо. Даже денег путно не отмоешь. Все под контролем, все на виду. Не чистым чинушам нужно, чтобы было увязано с бюджетными бабосиками. Ну если только продвинуть тему с изготовлением вертолетов для инвалидов и ветеранов войны, типа в поликлинику летать без пробок да в аптеку.

Добавить комментарий

Новое на сайте