Троллейбусный завод «Тролза» по масштабам производства не имеет себе равных — сегодня это крупнейший в мире поставщик троллейбусов. По улицам 89 городов России курсируют троллейбусы, изготовленные на «Тролзе». В Колумбии, Аргентине, Болгарии, Греции, Сербии, Венгрии, Узбекистане хорошо знают этих «рогатых» перевозчиков. Корреспондент SmartNews побывал на заводе троллейбусов и узнал, как собирают самый экологичный вид транспорта.
«Везет, везет троллейбус людей, людей, людей. И все его торопят: — Скорей, скорей, скорей!..» — строчки детского стихотворения крутились в голове все время, пока я ехала на одном троллейбусе по Саратову, потом на другом — по Энгельсу. Когда-то троллейбус ходил и по мосту через Волгу, объединяющему два города в единую агломерацию, но с началом ремонта моста троллейбусные линии на нем демонтировали, и теперь пересечь Волгу можно только на автобусе. Но потом садись опять на троллейбус, и он, покружив по узким улочкам и широким проспектам, подвезет тебя к самым воротам своего «родного дома» — крупнейшего в мире троллейбусного завода «Тролза».
Нам повезло, у нас очень хорошая наследственность. Энгельсский троллейбусный завод имени Урицкого был крупнейшим заводом в СССР с очень хорошей базой. Мы ее сейчас адаптируем к современным требованиям. В СССР было несколько предприятий, выпускающих троллейбусы. Сейчас в России кроме нас осталось всего два: вологодская компания «Транс-Альфа» и Башкирский троллейбусный завод. Уверены, что нам удастся сохранить звание лучшего завода на постсоветском пространстве. Во всяком случае, мы к этому очень стремимся. Завод имеет возможность выпускать более 2,5 тыс. троллейбусов в год. Для нас превыше всего экологическая и социальная направленность нашей продукции, безопасность и экономичность, а применяемые современные технологии позволяют нам строить транспорт для любых регионов.
Хотя первый троллейбус был изготовлен на заводе 63 года назад, в 1951 году, история предприятия гораздо длиннее. Завод был основан в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии в 1868 году известным российским помещиком и крупным промышленником генералом Мальцевым для нужд железнодорожного транспорта Российской империи. Не одно десятилетие предприятие выпускало железнодорожные товарные, пассажирские, врачебно-санитарные вагоны, земледельческие орудия, различные запасные части. А в 1918 году, во время гражданской войны, даже бомбы и чугунные мины.
Один из первых троллейбусов стоит сегодня в середине заводской площади, прямо за проходной, рядом с первым троллейбусом как ежедневное напоминание заводчанам о славном боевом и трудовом прошлом родного предприятия.
Первый троллейбус — отправная точка нашего путешествия по заводу. «Обратите внимание на эту табличку», — указывает сопровождающий меня специалист на мемориальную табличку на одном из старых корпусов. На ней написано, что именно здесь находилось первое чугунно-литейное производство завода. Литейное, кузнечное производства есть на заводе и сегодня: большинство деталей, из которых собирают троллейбусы, делают здесь же.
Сборочное производство, или как его здесь называют — «6-й пролет», очень похоже на огромную коробку «Лего», в которой из отдельных деталей одновременно, но поэтапно собираются несколько троллейбусов. Вот первый троллейбус на линии и первый этап — установка рулевого управления и мостов. Вот детали: колеса, мосты, детали ходовой части и основа основ — белый, совершенно пустой и от того схожий с яичной скорлупкой корпус будущего троллейбуса. Но внешняя хрупкость обманчива: кузов троллейбуса ТРОЛЗА-5265 — это прочная несущая конструкция с усиленной крышей, ведь на ней на следующем этапе сборки будет установлен комплект тягового электрооборудования. Но самое главное достоинство всех троллейбусов семейства «Мегаполис» — это низкий уровень пола салона.
В наших машинах люди с ограниченной подвижностью могут забыть о непреодолимых без посторонней помощи ступеньках прежнего городского общественного транспорта. Мало того что в троллейбусах семейства «Мегаполис» предельно низкий уровень пола салона, но в случае необходимости порог троллейбуса может еще и наклоняться, пассажиры с детскими колясками и инвалиды могут воспользоваться специальным трапом.
Второй на сборочной линии троллейбус уже с колесами и со всей ходовой частью. Это второй этап сборки: рабочие оснащают троллейбус электродвигателем и комплектом электрооборудования, и уже свисающие с крыши «рожки» — тому доказательство.
Я убежден, что троллейбус будет востребован и необходим еще 20–30 лет как минимум. Пока не подойдут технологии более легких накопителей электричества нового поколения. Тогда и автобус превратится в электрическую машину, и троллейбус сможет двигаться независимо, без «рожек». Но под автономный электрический транспорт нужно еще создавать инфраструктуру: подзарядные станции. На это уйдет немало лет, а мы уже делаем шаги в будущее: «Тролза» первой из троллейбусных заводов на постсоветском пространстве начала разрабатывать экобусы и электробусы, выпускать троллейбусы с удлиненным автономным ходом. В России пока это проблематично: наши дороги, коммуникации, погодные условия не созданы для организации подобной инфраструктуры, мы пока к этому еще не готовы.
При создании «троллейбуса будущего» на «Тролзе» пошли по такому пути: новая модификация троллейбуса снабжена аккумуляторами, которые позволяют машине свободно, без силовой сети передвигаться на расстояние до 20 километров. Этого вполне достаточно, чтобы объехать какую-то преграду, участок, неоснащенный электрическими линиями, допустим, тот же мост через Волгу, оставшийся сейчас без троллейбусной линии.
Продолжаем нашу экскурсию по сборочному производству. На следующих трех троллейбусах на линии сборки хорошо видно, как поэтапно стеклят кузов, оснащают салон, и он постепенно превращается в яркий, элегантный, стильный, удобный.
Наши дизайнеры старались создать такой облик нового троллейбуса, чтобы он органично вписался в современный облик города, перекликался с хай-тек-решениями современных офисных и торговых центров, стеклянных небоскребов и инженерных сооружений. Но при проектировании троллейбуса «Мегаполис», кроме красоты и экологической безопасности, инженеры применили инновации и в области дизайна и эргономики, серьезное внимание уделено безопасности движения.
И вот за 5 дней, пройдя сотню метров от начала до конца сборки, удобный и элегантный троллейбус готов к отправке заказчику. А впрочем, нет. Его еще нужно испытать. Для этого троллейбус загружают гирям« — общим максимально допустимым весом, и он должен проехать по территории завода по специально проложенной для этих целей линии (“круг почета”) длиной 50 километров. Это — его испытательный прогон. И только после него — в долгий путь по улицам и проспектам.
Я больше тридцати лет живу около «Тролзы» и езжу по городу практически только на троллейбусе. Это, как мне кажется, самый удобный вид транспорта. Жалко только, что не везде можно на нем проехать, как, например, на автобусе или маршрутке. Но я слышала, что наш завод придумал и начал выпускать такой троллейбус, который может и без электролиний обходиться. Вот это очень хорошо!
Видео
Троллейбусный завод «Тролза»
Видео: TheLIVESOUND/youtube.com
Я думаю, что все мы помним, какие раньше были троллейбусы. Поэтому нам есть с чем сравнивать. Работают над усовершенствованием такого давнего вида транспорта, и это есть хорошо. Современные троллейбусы ничем не уступают автобусам, имхо. И тем более они везде есть, на них можно добраться в любую точку города, очень удобно.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе