В Кизлярском районе Дагестана работает более 20 мелких и средних предприятий по производству ножей. Здесь массовое производство ножей зародилось в самое трудное время, в 90-х годах, когда другие предприятия закрывались. Сейчас самый крупный завод в Кизляре делает до 1000 ножей в день.
В Дагестане много традиционных кустарных производств. Жители и выходцы из разных сел специализируются на изготовлении обуви, шапок, бурок, ковров, джурабиков (шерстяных носков), сумок, керамики, ювелирных изделий. Производство ножей можно считать самой молодой традицией. Она была заложена примерно 20 лет назад на севере Дагестана. Предприимчивые жители Кизлярского района в лихие 90-е поняли ценность холодного оружия. В то неспокойное время ножи были самым мирным оружием, не запрещенным для производства и ношения. Их покупали военные, силовики и мирные жители Дагестана и Чечни. Тогда в небольших кустарных цехах никаких станков не было, всё делали вручную. Использовались ручные инструменты: точилки, болгарки.
Первый официальный завод открылся в 1998 году. Тогда ООО «ПП “Кизляр”» в месяц производил до 1000 ножей. Сейчас такое количество ножей завод производит в день.
Сегодня на предприятии занято около 300 человек. Ассортимент расширился, а качество улучшилось настолько, что ножи пользуются спросом далеко за пределами Северного Кавказа. Причем ножи продаются с паспортами, где указано, что они не являются холодным оружием. Кизлярские ножи предназначены для хозяйственного, бытового применения, для охоты и туризма. Продукция идет на экспорт в Белоруссию, на Украину, в Казахстан, Чехию, Германию, Австралию.
Производство практически полностью автоматизировано, за исключением авторских работ, требующих творческого подхода. Художественное оформление ножей невозможно заменить станками, говорят мастера. Например, невозможно полностью автоматизировать производство дамасской стали. Настоящий «дамаск» могут выковать только высококвалифицированные специалисты.
Видео
Как делают традиционные кизлярские ножи
Видео: Муса Мусаев/SmartNews
Обычно процесс производства, который нам удалось проследить лично, выглядит так: кузнец накладывает друг на друга пластины из восьми видов стали и закладывает их в печь. При температуре 1200 градусов пластины спаиваются, превращаясь в один целый, раскаленный до ярко-желтого цвета полуфабрикат. Он отбивается пневматическим молотом, сплющивается, несколько раз сгибается. Затем кузнец насыпает специальный порошок — буру, чтобы разные слои стали лучше приварились и чтобы не выгорел углерод. Затем стальную массу снова возвращают в печь. Операция повторяется несколько раз. Из полуфабриката получается один клинок для сабли либо несколько клинков для ножей. После шлифовки и полировки на клинке остаются волнистые линии. Это границы спаянных между собой тончайших слоев стали разных видов. Лезвие такого клинка не нужно точить. Оно стирается, но не тупеет. Когда стирается один слой, острием лезвия становится другой.
Клинки из обычной стали здесь делают серийно. У одного из станков стоит прямоугольная неглубокая ванночка, куда ложится лист железа толщиной 2 миллиметра. Станок режет лист бесконтактным способом.
Можно сказать, что это инновационный метод, он называется гидроабразивная резка. У него производительность труда выше, чем у фрезерных станков. Струя подается под давлением 5 тыс. атмосфер. Под напором песчаной струи в железном листе легко пробиваются контуры клинков.
Поливая железный лист напором тонкой струи песка и воды, станок прорезает линии по заданной форме клинка. Через некоторое время лист превращается в сетку. А будущие клинки отправляются в следующий цех для закаливания. Рукояти делают из бука, ореха, бивней мамонта, слоновой кости. Для изготовления ножен, помимо дерева, используют цветные металлы. На клинок черной краской наносится рисунок. В основном это изображения диких животных. В особо ценных изделиях мастера делают насечку.
Мы делаем ножи, шашки, сабли, байбуты с национальным колоритом, в стиле разных народных традиций. У кабардинцев свой стиль, у дагестанских народов — свой. Используем разные виды стали, для изготовления рукоятей берем орех, бук, черный граб — это дерево продается только по весу и в России не растет. Еще рукояти делаем из бивней мамонта и слоновой кости, из рога буйвола.
Завод по производству ножей «Кизляр» хотя и самое крупное предприятие в регионе, но далеко не единственное. В Кизлярском и Тарумовском районах работает еще несколько десятков небольших предприятий и цехов по производству ножей. Удалось посетить небольшую кустарную мастерскую на окраине города.
Молодые ребята на заброшенной строительной базе решили наладить производство ножей. Взяли в аренду корпус недостроенного цеха, соорудили из подручных средств помещения, отгородили мастерские друг от друга целлофановыми пленками. Станков никаких изначально не было. Пришлось потратить несколько лет, чтобы зарегистрироваться, научить мастеров ножевому делу, наносить рисунок на клинок, изготавливать декоративные рукояти.
Наша продукция рассчитана на тех, кто ценит ручной труд. Все операции производятся вручную. И по заказу клиента можно изготовит клинок любой конфигурации. Так постепенно мы нашли своего покупателя. От разных сувенирных магазинов, не только в Дагестане, но и Ростова-на-Дону и Астрахани, начали поступать заказы. В день производим 20–30 ножей. Бывает, меньше.
Чтобы не подвести клиентов, материалы используются самые качественные. Высококачественную нержавеющую сталь заказывают на заводе «Красный Октябрь» в Волгограде. Рукояти делают из ценных пород дерева. А качество рисунка на клинке зависит от мастерства работника. Этим в основном заняты девушки. На этом малом предприятии вначале было всего несколько работников. Сейчас их более десяти. Одни занимаются затачиванием, другие закаляют клинки, третьи наносят рисунок, четвертые мастерят рукояти.
Предприятие платит налог по упрощенной системе. Немало времени отнимают разные проверки — пожарных, санитарных и прочих служб. Чтобы создать нормальные условия, пока не хватает средств, сетует Шарапудин Ярахмедов. Через SmartNews обращается к комитету по поддержке и развитию малого бизнеса с просьбой о помощи в получении льготного кредита, поскольку собственных оборотных средств на производство традиционных кизлярских ножей не хватает.
Хороший пример того, что если есть желание, то всему можно научится. И судя по тому, что производство существует уже столько лет, расширяется и процветает, то с качеством изделий у них всё в порядке.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе