Спецпроект

Со служебного входа

Крылья Ульяновска. SmartNews побывал на заводе самых больших в мире самолетов

25
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Ульяновск неслучайно считается авиационной столицей России: здесь находится знаменитый завод «Авиастар-СП» — одно из крупнейших предприятий страны по производству и обслуживанию самых больших в мире самолетов — Ан-124, больше известных как «Руслан». Корреспондент SmartNews побывал на легендарном заводе и своими глазами увидел, как рождаются крылатые машины нового поколения.

Как такие огромные машины поднимаются в небо, для меня всегда оставалось загадкой. Большая железная махина, словно перо, парит в воздухе. За такие познания мне должно быть стыдно, ведь я живу по соседству с гигантом авиационной промышленности — заводом «Авиастар-СП». Попасть туда оказалось непросто. Здесь дружелюбно относятся к журналистам, но, как на любом режимном объекте, пришлось похлопотать — заранее оформлять пропуск, аккредитовывать технику, машину.

После оформления всех необходимых документов завод дал зеленый свет. Чтобы попасть на территорию, пришлось пересечь проходную, расположенную со стороны дороги, ведущей к Международному аэропорту Ульяновск-Восточный. Досмотр строгий: проверили документы, оборудование, автомобиль.

Территория завода впечатляет. Она занимает несколько десятков гектаров и расположена в одном из самых молодых районов Ульяновска — Новом городе. Предприятие — это целый городок: внутри просторные цеха, ангары, высоченное административное здание, развитая инфраструктура (на «Авиастаре» свои столовая, медпункт, учебный центр, музей, тренажерный зал и даже отдельный стоматологический кабинет). Чтобы успеть за день осмотреть огромную территорию, между корпусами мы передвигаемся на автомобиле.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Строить предприятие начали еще в 1976 году, а уже в 1981-м здесь выпустили первую деталь для самолета Ан-124 «Руслан». Спустя четыре года из цеха окончательной сборки выкатили первую машину. Новое воздушное судно произвело сенсацию на престижных международных авиасалонах, и до сих пор этот самолет не превзойден в мире по своим летно-техническим характеристикам.

СПРАВКА SMARTNEWS

С 2004 года выпуск Ан-124 «Руслан» приостановлен, однако продолжается модернизация эксплуатируемого парка воздушных судов. В апреле 2012 года Минобороны России и ЗАО «Авиастар-СП» подписали контракт на модернизацию и продление ресурса самолетов военно-транспортной авиации.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Ульяновский авиазавод — это огромное количество разных цехов. Нам удалось побывать в самом впечатляющем из них — в цехе окончательной сборки. В просторном корпусе размером с многоэтажку (высота до крюка крана — 24 метра) друг за другом стоят собираемые самолеты. По окружающим их стапелям перемещаются рабочие. Стапели — удивительное сочетание лестниц, площадок и помостов разной высоты. Последняя зависит от того, к какой части воздушного судна надо подобраться специалисту. Например, один из стапелей, который нам удалось увидеть, по высоте равен пятиэтажному зданию. Цех оснащен еще и крановой системой, передвигающей крупные детали из агрегатно-сборочного производства в цех окончательной сборки.

Сегодня «Авиастар» выполняет самые различные операции: от штамповки и обработки до окончательной сборки и испытаний самолетов. В металлургический цех, где поддерживаются очень высокие температуры, разрешают заглянуть одним глазком: здесь отливают и штампуют детали из алюминия, стали и магния. Внутри шумно и душно — термообработку деталей производят с использованием огня. Именно поэтому все рабочие находятся в специальной форме и касках. В огромном цехе расположено несколько сотен разных приборов и устройств. Сопровождающие нас специалисты заводской пресс-службы подсказывают, что здесь находится около 350 единиц различного оборудования, в том числе для обработки крупногабаритных деталей. Над последними одновременно трудится по несколько человек.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Самый перспективный проект завода на данный момент — выпуск нового транспортного самолета Ил-76МД-90А. Это глубокая модификации одного из самых успешных и популярных авиалайнеров в истории международной грузовой авиации Ил-76. «Экскурсоводы» с гордостью вспоминают, что 4 октября 2012 года на его первом демонстрационном полете присутствовал Владимир Путин. В этот же день был подписан контракт на поставку крупной партии самолетов для Минобороны страны.

Ил-76МД-90А — будущее «Авиастара». Именно с этим самолетом мы связываем свои главные надежды на возрождение «Авиастара». Ил-76МД-90А создан в результате глубокой модернизации самолета Ил-76. Ранее воздушные суда этого типа серийно выпускались на Ташкентском авиазаводе в Узбекистане. Было принято решение перенести производство в Ульяновск. Фюзеляж новой машины практически не претерпел изменений, но крыло конструктивно стало иным — в нем использованы наработки, полученные при проектировании крыла самолета Ил-96. Кроме того, на модернизированный «Ил» мы устанавливаем новую авионику и современные пермские двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 тонны каждый. Наши сборочные и агрегатные мощности цехов уже позволяют изготавливать до 6–8 самолетов в год. По задачам, поставленным нам Объединенной авиастроительной корпорацией, к 2018 году мы должны выйти на мощность 18 самолетокомплектов в год.

Максимальный вес — 210 тонн, размах крыла — 50,5 метра. Новая модель «Ила» экономичнее, бесшумней, легче в управлении. Самолет строится на цифровых технологиях. Комплектующие производят здесь же на высокоточном оборудовании. Рабочие завода, задействованные в проекте, подтверждают: собирать «Ил» стало значительно проще.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Разрабатывали весь комплект документации в цифре, то есть полностью смоделирована, сделана 3D-модель, объемная модель всех деталей и всего самолета в целом, и все чертежи сделаны также в цифровом виде.

Сама сборочная площадка самолета производит неизгладимое впечатление: в высоком корпусе стоит железная махина, а люди рядом смотрятся как крохотные точки. Я бы сравнил картину с иллюстрацией к знаменитой книге Дефо: самолет, словно Гулливер, опутан лестницами, а рабочие, словно лилипуты, быстро перемещаются от одной части будущего воздушного судна к другой. Самолет собирают отдельными секциями: голова, крылья, туловище и т. д.

Если снаружи завод выглядит так же, как в 80-е годы прошлого века, то внутри — современное оборудование. В одном из цехов работники демонстрируют нам японские станки Mazak — прямоугольная махина, больше похожая на холодильник, с большим количеством кнопок и датчиков позволяет свести к минимуму ручной труд по обработке деталей для будущего самолета. Человек задает параметры и, находясь за прочным стеклом, просто наблюдает за процессом.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Если раньше их производили по эталонам, то новая машина позволяет делать это с применением технологии на основе электронных моделей. Это сводит к минимуму ручной труд, автоматизирует сам процесс и повышает качество изделий. Для данных станков пишутся специальные программы. Специалисты компании — поставщика данного оборудования обучили нас технологии работы на данном участке непосредственно на рабочем месте.

Чтобы научить сотрудников завода работать на новых станках, предприятие проводит специальные курсы. Под эти цели на «Авиастар-СП» есть собственный «университет» — учебный центр. С виду — обычные классы со школьными партами и компьютерами, но именно здесь под присмотром старших молодежь постигает азы авиастроения и моделирования. 

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Завод простирается далеко за огороженную территорию. Кроме рабочей зоны, где расположены цеха, здесь есть и жилая зона. Она разбросана по микрорайону Новый город. В первую очередь нас отвозят к современному общежитию — Дому молодежи, введенному в эксплуатацию в 2009 году. На шести этажах сегодня проживают сотни семей.

Живут здесь молодые семьи «Авиастара». Пустыми квартиры не бывают и дня — нуждающихся очень много. Большой спрос в первую очередь потому, что очень выгодная арендная плата: она в разы дешевле, чем средняя по району.

Рядом с Домом молодежи находится кирпичная новостройка, часть квартир в которой также принадлежит сотрудникам ульяновского авиационного завода. Это стало возможным благодаря жилищной программе, действующей на предприятии с 2011 года. За это время счастливыми обладателями ключей от новеньких квартир стали более 200 семей. Жилье им досталось по льготному ипотечному кредитованию: почти полностью первый взнос на себя взял завод, оставшуюся сумму сотрудник выплачивает в течение 10 лет с пониженной процентной ставкой.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Артур Власов/SmartNews

Социальная политика предприятия — достаточно гибкий инструмент, и мы активно подстраиваемся под ситуацию, изменяем меры поддержки, для того чтобы наши люди чувствовали себя комфортно. В рамках госконтракта на серийное изготовление транспортных самолетов Ил-76МД-90А производственная программа завода предусматривает значительное увеличение численности персонала. На предприятии сегодня ведется активный прием работников. В первую очередь это касается основных производственных рабочих: слесарей механо-сборочных работ, по доводке деталей летательных аппаратов, операторов станков с ЧПУ, станочников, фрезеровщиков, токарей. Уже в этом году завод планирует принять 700 человек.

Кадровая политика, направленная на увеличение штата, влечет за собой расширение самого микрорайона, где расположен «Авиастар». Уже сегодня здесь строят новые высотки, улицы, торговые центры и детские сады. Район авиастроителей оправдывает свое название: здесь живут люди, которые не просто строят самолеты, они создают будущее своей малой родины и страны в целом.

Видео

Репортаж с завода «Авиастар-СП»

Видео: IndustrialRussia/YouTube

Прислал
Анатолий Дубинский

Гражданин

Как хочется, чтобы завод жил полноценной жизнью и развивался. Нам так не хватает своих самолётов, своего производства и своих конструкторов!

Автор

Артур Власов

Над статьей работали

Анатолий Дубинский, Мария Землянская, Нелли Шестопалова

25 000 просмотров

16 марта 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

21 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Кирилл Каганцев 11 марта 2014, 09:02

Ого, знаменитые Русланы таки будут собирать в Ульяновске в промышленных масштабах! Ничего себе! А мне казалось, что со сворачивание некоторых космических программ, самолеты такого класса будут больше не нужны просто-напросто...

Андрей Сазонов 11 марта 2014, 09:20

Да, много слыхали мы про эти непревзойденные Русланы. Всегда хотел увидеть это чудо авиастроения воочию, но как-то не доводилось еще. Может таки надумаю как-то и тоже съезжу на завод, пофотографирую процесс, если получится, конечно:)

Андрей Сафронов 11 марта 2014, 14:06, Изменено: 11 марта 2014, 14:10

Милости просим каждый год в августе на День воздушного флота. там День открытых дверей. пускают весь город,там обалденно )))

Настя Изотова 11 марта 2014, 09:23

Кстати, а я не видела такой самолет. Знаю, что наш Руслан огромный и мощный и еще у украинцев какой-то есть...

Сергей Богданов 11 марта 2014, 13:08, Изменено: 11 марта 2014, 13:10

У украинцев есть Ан-225 "Мрия" - удлиненная 6-двигательная модификация "Руслана".
А вообще то в прошлом году Россия и Украина, вроде как, договорились восстановить производство Русланов. Украинские КБ "Антонова", разработчик двигателей "Мотор Сич" начали конструкторские работы. Но тут очень вовремя начались волнения. Сегодня читал, в новостях, америка хочет санкции ввести именно в отношении российского авиастроения: запретить иностранные движки, электроннику использовать, Суперджет, МС-21 накрыть тазом, как до этого Ил-96М (который тоже был полуамериканский), Ми-38 с которого сняли канадские движки из-за запрета США.

Алексей Пономарёв 11 марта 2014, 13:12, Изменено: 11 марта 2014, 13:15

У украинцев есть 225 Мрия.. Он самый большой из действующих в мире. На нём Буран катался. В действующем виде только один, а ещё один не собран до конца, успели только фюзеляж. Но Руслан в отличие от Мрии (мечта по укр.) самый большой из серийных.

Отмечено
редакцией

Анатолий Дубинский 11 марта 2014, 10:34, Изменено: 11 марта 2014, 10:54

Как хочется, чтобы завод жил полноценной жизнью и развивался. Нам так не хватает своих самолётов, своего производства и своих конструкторов!

Аарон Абрамов 11 марта 2014, 16:45

Lockheed C-5 Galaxy
Масса максимальная взлётная — 348 300 кг
Максимальная грузоподъёмность — 129 274 кг
Дата первого полета 30 июня 1968 года

" а у вас в городе пиза ничего не пропадало?!"

Найдите отличия у самолета 1968 года выпуска в Америке и у самолета 1986 года выпуска в СССР!!!

Алексей Пономарёв 11 марта 2014, 19:05, Изменено: 11 марта 2014, 19:10

Из ныне действующих и летающих в любом случае больше Мрии нет. К тому же например по размаху крыльев американский геркулес больше, но он полетал раз-два. А Мрия установил ряд мировых рекордов. Так что читайте внимательнее о чём речь. да и то как мерить? Мрия ниже на полтора метра, связано это с сдвоенным килем, заниженным. Опять же из-за Бурана. Но Мрия и длиннее и размах крыла больше заметно. Так всё равно он больше.

Аарон Абрамов 11 марта 2014, 23:49, Изменено: 11 марта 2014, 23:50

Алексей вы наркоман?! Что вы со своей мрией?! речь идет о массовом производстве

Я имел ввиду, что наши авиаконструкторы в очередной раз украли чертежи самолета и создали руслан, который точная копия Lockheed C-5 Galaxy

Евгений DVPGKOS 12 марта 2014, 16:56, Изменено: 13 марта 2014, 16:35

А еще до этого американцы "украли" со всего мира талантливых инженеров, среди которых были и русские...А что до точных копий, то Вам наверно ясна разница между китайским клоном какого-либо вида техники и точной копией! Точная копия возможна к воспроизводству стороной обладающей высочайшим интеллектуальным ресурсом и передовой экономикой. И потом, что американцы у нас ничего не крали? А насчет точной копии поспорьте с теми кто в теме...Пальцев не хватит различия фиксировать!

Андрей Коркунов 12 марта 2014, 10:57, Изменено: 12 марта 2014, 23:05

А что, на Ваш взгляд, между ними общего? Из чего Вы делаете вывод об их схожести? По максимальной взлетной массе можно сделать вывод лишь о принадлежности к определенному классу, но никак не о схожести.
Даже по геометрическим характеристикам видно, что это два совершенно разных самолета:

Геометрические характеристики Ан-124:
Длина: 69,1 м
Размах крыла: 73,3 м
Высота: 21,08 м
Площадь крыла: 628 м²

Геометрические характеристики Lockheed C5:
Размах крыла — 67,88 м
Длина самолёта — 75,54 м
Высота самолёта — 19,85 м
Площадь крыла — 575,98 м²

Если копнуть глубже, то можно увидеть и различность их систем, механизации, двигателей, приборного оборудования, аэродинамики и т.д., и т.п.

Не пойму, зачем писать откровенную ложь

Аарон Абрамов 11 марта 2014, 16:46

Lockheed C-5 Galaxy и Ан-124 «Руслан»

Руслан Батыргареев 11 марта 2014, 19:56

Интересно технологи машиностроения требуются? специализация станкостроение

Артур Власов 11 марта 2014, 21:38, Изменено: 11 марта 2014, 21:40

На "Авиастаре" сейчас идёт активный набор персонала. Можно обратиться в отдел кадров и они с радостью помогут. Как и указано выше, если нет определённых навыков у соискателя, то его отправят на дообучение в специальный центр. За время учёбы человек будет получать зарплату и при этом учиться.

Руслан Батыргареев 11 марта 2014, 21:58, Изменено: 11 марта 2014, 22:00

да ну))) у меня диплом и стаж 5 лет

Муса Мусаев 11 марта 2014, 22:20

К сожалению, наше авиастроение как и автопром застопорились в конце восмидесятых. Но даже эти самолеты, сконструированные в 60-х годах прошлого века, не сильно уступают аэробусам и боингам последнего поколения. Если полуразрушенные и закрытые заводы АПК, ВПК, не восстановить, то Россия долго не протянет на одном сырье. А без собственной современной авиации и армия будет небоеспособна.

сергей савастеев 12 марта 2014, 17:58

Пора убирать возможность для США пользоваться аэропортом г. Ульяновска, для перевалки грузов в Авганистан, США скорее всего занимается просто полётной разведкой над нашей страной!!!

Артур Власов 16 марта 2014, 15:24, Изменено: 16 марта 2014, 15:25

Сергей, жаль Вас расстраивать, но с момента получения статуса перевалочного пункта через Ульяновск НАТО не провело ни одного перелёта. Лишать нечего

Наталья Гришина 14 марта 2014, 10:45

Очень хороший фильм снят для "Волга-Днепра" - "Руслан, который объединил мир", см. http://www.youtube.com/watch?v..., там еще много материалов по самолетостроению и эксплуатации отечественных самолетов. С наилучшими пожеланиями - бывший инженер-конструктор УАПК, бывший дизайнер Авиакомпании "Волга-Днепр" Наталья Гришина

Андрей Голубев 6 апреля 2014, 20:20

Будем надеяться, что встанут с колен наши предприятия, заработают заводы, не будут вставлять палки в колеса разного рода уроды и враги народа. Надо закупать новое оборудование, а умы пока еще остались, нужно работать с молодежью, развивать патриотизм, и тогда на любые санкции будет наплевать. Буржуи еще сами приползут к нам за ведром газа и стаканом нефти.

Добавить комментарий

Новое на сайте