Ульяновск неслучайно считается авиационной столицей России: здесь находится знаменитый завод «Авиастар-СП» — одно из крупнейших предприятий страны по производству и обслуживанию самых больших в мире самолетов — Ан-124, больше известных как «Руслан». Корреспондент SmartNews побывал на легендарном заводе и своими глазами увидел, как рождаются крылатые машины нового поколения.
Как такие огромные машины поднимаются в небо, для меня всегда оставалось загадкой. Большая железная махина, словно перо, парит в воздухе. За такие познания мне должно быть стыдно, ведь я живу по соседству с гигантом авиационной промышленности — заводом «Авиастар-СП». Попасть туда оказалось непросто. Здесь дружелюбно относятся к журналистам, но, как на любом режимном объекте, пришлось похлопотать — заранее оформлять пропуск, аккредитовывать технику, машину.
После оформления всех необходимых документов завод дал зеленый свет. Чтобы попасть на территорию, пришлось пересечь проходную, расположенную со стороны дороги, ведущей к Международному аэропорту Ульяновск-Восточный. Досмотр строгий: проверили документы, оборудование, автомобиль.
Территория завода впечатляет. Она занимает несколько десятков гектаров и расположена в одном из самых молодых районов Ульяновска — Новом городе. Предприятие — это целый городок: внутри просторные цеха, ангары, высоченное административное здание, развитая инфраструктура (на «Авиастаре» свои столовая, медпункт, учебный центр, музей, тренажерный зал и даже отдельный стоматологический кабинет). Чтобы успеть за день осмотреть огромную территорию, между корпусами мы передвигаемся на автомобиле.
Строить предприятие начали еще в 1976 году, а уже в 1981-м здесь выпустили первую деталь для самолета Ан-124 «Руслан». Спустя четыре года из цеха окончательной сборки выкатили первую машину. Новое воздушное судно произвело сенсацию на престижных международных авиасалонах, и до сих пор этот самолет не превзойден в мире по своим летно-техническим характеристикам.
СПРАВКА SMARTNEWS
С 2004 года выпуск Ан-124 «Руслан» приостановлен, однако продолжается модернизация эксплуатируемого парка воздушных судов. В апреле 2012 года Минобороны России и ЗАО «Авиастар-СП» подписали контракт на модернизацию и продление ресурса самолетов военно-транспортной авиации.
Ульяновский авиазавод — это огромное количество разных цехов. Нам удалось побывать в самом впечатляющем из них — в цехе окончательной сборки. В просторном корпусе размером с многоэтажку (высота до крюка крана — 24 метра) друг за другом стоят собираемые самолеты. По окружающим их стапелям перемещаются рабочие. Стапели — удивительное сочетание лестниц, площадок и помостов разной высоты. Последняя зависит от того, к какой части воздушного судна надо подобраться специалисту. Например, один из стапелей, который нам удалось увидеть, по высоте равен пятиэтажному зданию. Цех оснащен еще и крановой системой, передвигающей крупные детали из агрегатно-сборочного производства в цех окончательной сборки.
Сегодня «Авиастар» выполняет самые различные операции: от штамповки и обработки до окончательной сборки и испытаний самолетов. В металлургический цех, где поддерживаются очень высокие температуры, разрешают заглянуть одним глазком: здесь отливают и штампуют детали из алюминия, стали и магния. Внутри шумно и душно — термообработку деталей производят с использованием огня. Именно поэтому все рабочие находятся в специальной форме и касках. В огромном цехе расположено несколько сотен разных приборов и устройств. Сопровождающие нас специалисты заводской пресс-службы подсказывают, что здесь находится около 350 единиц различного оборудования, в том числе для обработки крупногабаритных деталей. Над последними одновременно трудится по несколько человек.
Самый перспективный проект завода на данный момент — выпуск нового транспортного самолета Ил-76МД-90А. Это глубокая модификации одного из самых успешных и популярных авиалайнеров в истории международной грузовой авиации Ил-76. «Экскурсоводы» с гордостью вспоминают, что 4 октября 2012 года на его первом демонстрационном полете присутствовал Владимир Путин. В этот же день был подписан контракт на поставку крупной партии самолетов для Минобороны страны.
Ил-76МД-90А — будущее «Авиастара». Именно с этим самолетом мы связываем свои главные надежды на возрождение «Авиастара». Ил-76МД-90А создан в результате глубокой модернизации самолета Ил-76. Ранее воздушные суда этого типа серийно выпускались на Ташкентском авиазаводе в Узбекистане. Было принято решение перенести производство в Ульяновск. Фюзеляж новой машины практически не претерпел изменений, но крыло конструктивно стало иным — в нем использованы наработки, полученные при проектировании крыла самолета Ил-96. Кроме того, на модернизированный «Ил» мы устанавливаем новую авионику и современные пермские двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 тонны каждый. Наши сборочные и агрегатные мощности цехов уже позволяют изготавливать до 6–8 самолетов в год. По задачам, поставленным нам Объединенной авиастроительной корпорацией, к 2018 году мы должны выйти на мощность 18 самолетокомплектов в год.
Максимальный вес — 210 тонн, размах крыла — 50,5 метра. Новая модель «Ила» экономичнее, бесшумней, легче в управлении. Самолет строится на цифровых технологиях. Комплектующие производят здесь же на высокоточном оборудовании. Рабочие завода, задействованные в проекте, подтверждают: собирать «Ил» стало значительно проще.
Разрабатывали весь комплект документации в цифре, то есть полностью смоделирована, сделана 3D-модель, объемная модель всех деталей и всего самолета в целом, и все чертежи сделаны также в цифровом виде.
Сама сборочная площадка самолета производит неизгладимое впечатление: в высоком корпусе стоит железная махина, а люди рядом смотрятся как крохотные точки. Я бы сравнил картину с иллюстрацией к знаменитой книге Дефо: самолет, словно Гулливер, опутан лестницами, а рабочие, словно лилипуты, быстро перемещаются от одной части будущего воздушного судна к другой. Самолет собирают отдельными секциями: голова, крылья, туловище и т. д.
Если снаружи завод выглядит так же, как в 80-е годы прошлого века, то внутри — современное оборудование. В одном из цехов работники демонстрируют нам японские станки Mazak — прямоугольная махина, больше похожая на холодильник, с большим количеством кнопок и датчиков позволяет свести к минимуму ручной труд по обработке деталей для будущего самолета. Человек задает параметры и, находясь за прочным стеклом, просто наблюдает за процессом.
Если раньше их производили по эталонам, то новая машина позволяет делать это с применением технологии на основе электронных моделей. Это сводит к минимуму ручной труд, автоматизирует сам процесс и повышает качество изделий. Для данных станков пишутся специальные программы. Специалисты компании — поставщика данного оборудования обучили нас технологии работы на данном участке непосредственно на рабочем месте.
Чтобы научить сотрудников завода работать на новых станках, предприятие проводит специальные курсы. Под эти цели на «Авиастар-СП» есть собственный «университет» — учебный центр. С виду — обычные классы со школьными партами и компьютерами, но именно здесь под присмотром старших молодежь постигает азы авиастроения и моделирования.
Завод простирается далеко за огороженную территорию. Кроме рабочей зоны, где расположены цеха, здесь есть и жилая зона. Она разбросана по микрорайону Новый город. В первую очередь нас отвозят к современному общежитию — Дому молодежи, введенному в эксплуатацию в 2009 году. На шести этажах сегодня проживают сотни семей.
Живут здесь молодые семьи «Авиастара». Пустыми квартиры не бывают и дня — нуждающихся очень много. Большой спрос в первую очередь потому, что очень выгодная арендная плата: она в разы дешевле, чем средняя по району.
Рядом с Домом молодежи находится кирпичная новостройка, часть квартир в которой также принадлежит сотрудникам ульяновского авиационного завода. Это стало возможным благодаря жилищной программе, действующей на предприятии с 2011 года. За это время счастливыми обладателями ключей от новеньких квартир стали более 200 семей. Жилье им досталось по льготному ипотечному кредитованию: почти полностью первый взнос на себя взял завод, оставшуюся сумму сотрудник выплачивает в течение 10 лет с пониженной процентной ставкой.
Социальная политика предприятия — достаточно гибкий инструмент, и мы активно подстраиваемся под ситуацию, изменяем меры поддержки, для того чтобы наши люди чувствовали себя комфортно. В рамках госконтракта на серийное изготовление транспортных самолетов Ил-76МД-90А производственная программа завода предусматривает значительное увеличение численности персонала. На предприятии сегодня ведется активный прием работников. В первую очередь это касается основных производственных рабочих: слесарей механо-сборочных работ, по доводке деталей летательных аппаратов, операторов станков с ЧПУ, станочников, фрезеровщиков, токарей. Уже в этом году завод планирует принять 700 человек.
Кадровая политика, направленная на увеличение штата, влечет за собой расширение самого микрорайона, где расположен «Авиастар». Уже сегодня здесь строят новые высотки, улицы, торговые центры и детские сады. Район авиастроителей оправдывает свое название: здесь живут люди, которые не просто строят самолеты, они создают будущее своей малой родины и страны в целом.
Видео
Репортаж с завода «Авиастар-СП»
Видео: IndustrialRussia/YouTube
Как хочется, чтобы завод жил полноценной жизнью и развивался. Нам так не хватает своих самолётов, своего производства и своих конструкторов!
21 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе