Владимирский хлебокомбинат входит в тройку самых технологичных предприятий российской пищевой промышленности. Он известен не только во Владимирской области, кренделя и баранки поставляются в страны СНГ, США, Канаду, Германию, Израиль. Корреспондент SmartNews своими глазами увидел все стадии производства — от выбраживания закваски до упаковки готового хлеба.
ОАО «Владимирский хлебокомбинат» вошло в десятку крупнейших хлебозаводов России и первым запустило уникальные не только для России, но и для Европы американские линии по производству снэковых изделий. Хлебокомбинат за последние пять лет совершил настоящий прорыв в технологии производства хлебобулочных изделий. В реконструкцию предприятия за несколько последних лет вложено более полумиллиарда рублей.
Высокая конкуренция на рынке хлебобулочной продукции оставляет только один путь для выживания: увеличение производительности труда и качества изделий. Пять лет назад мы запустили полностью автоматизированную линию по производству батонов, три года назад — американскую линию по выпуску сушек, кренделей и другой снэковой продукции, а в этом году — еще одну такую линию, но с еще большей производительностью. При этом срок годности таких изделий увеличился с трех до девяти месяцев без использования каких-либо консервантов.
Хлебопекарные печи работают без остановки, почти как литейные. Хлеб выпекается и днем и ночью. Это чем-то напоминает процесс штамповки механических деталей. Автоматизация производства в двух словах состоит в следующем: с одной стороны в хлебопекарную машину поступают все необходимые ингредиенты, с другой выходит готовая продукция. Вот и всё! Только помигивает монитор компьютера, следящего за ходом процесса.
И вот апофеоз инженерной мысли: батоны выстреливаются с поточной линии, как гильзы из автомата Калашникова. Механическая рука приоткрывает целлофановый пакет, в который влетает пшеничный батон и защелкивается там, как в ловушке, через мгновение — следующий, и так все 24 часа в сутки — без остановки.
Это зрелище действительно завораживающее. И тут начинаешь понимать, что все это съедается с такой же стремительностью, с какой и производится. От одной мысли об этом приходишь в замешательство: ведь с такой же скоростью батоны влетают в 300-тысячный рот города.
Наши мощности рассчитаны на 150 тонн продукции в сутки при полной загрузке.
Чтобы насытить город хлебом, как заведенные работают вся электроника и механизмы хлебокомбината. Он работает как прифронтовой завод: замес идет один за другим. Щелчок — и опара, как чудище из фильмов про инопланетян, сползает из гигантских емкостей в нержавеющие баки, еще щелчок — и стальной рычаг замешивает в ней ингредиенты. Какой-то тайный механизм тасует чаны с тестом, как наперсточник на вокзале.
Тайными путями тесто уходит в дозаторы, после чего оказывается на транспортере в виде симпатичных колбасок, как будто вылепленных руками заботливой хозяюшки. Но если бы они делались вручную, вместо хитроумной машины в очередь к хлебной печи выстроилось бы сто тысяч пекарей! На шеренги батонов наносятся насечки: над этим трудятся два ножа, безжалостно полосующих хлеб с точностью хирурга. Еще несколько поворотов транспортера — и тесто уже в печи.
Печь — длинный тоннель, в котором исчезают нарезанные колбаски. Через несколько минут они превратятся в батон «Дачный». За процессом можно следить сквозь маленькие окошечки: тоннель подсвечивается изнутри, видно, как подрумянивается тесто.
Справка SmartNews
Владимирский хлебозавод производительностью 800 тонн хлеба в сутки был запущен в 1930 году, что позволило постепенно отказаться от хлебных карточек. В 1933 году Владимир был включен в число городов со свободной продажей хлеба. В годы Великой Отечественной войны завод производил также сухари для Красной армии. Современные цеха хлебозавода были построены в конце 80-х годов прошлого века. В конце 1999 года во Владимире выпекли первый в России йодированный хлеб. Настоящая техническая революция началась на комбинате пять лет назад: внедрение импортного оборудования позволило в несколько раз увеличить производство пшеничного хлеба. А за последние три года на заводе установлены две современные американские линии по выпуску снэковых изделий (сушки, баранки и т. д.).
Производство сушек выглядит симфонией, которую играет оборудование. Через гигантские матрицы тесто на вдохе выдавливается из груди машины и тут же — на выдохе — обрезается гигантским ножом гильотины на тонкие кружочки. Вдох — выдох, и колечки срезаются с матрицы, как ломтики сыра. Кружочки падают на ленту с точностью состыковки космических кораблей. И плывут по ней куда-то далеко за горизонт. Туда, где их запарят и зажарят в едва ли не стометровом нержавеющем коридоре гигантской духовки. До 140 тыс. сушек в час, более 3 млн в сутки…
Чтобы тесто нарезалось с такой точностью, оно предварительно замораживается. А уже потом ошпаривается, чтобы сушки были хрустящими.
И вот оно — торжество современных технологий: сушечки-бараночки, как лодочки, выплывают из жаркой пасти печи с логотипом Reading Bakery Systems. Кажется, что поглотить такое количество сушек невозможно.
Пока мы не запустили вторую линию по производству снэковых изделий, спрос на них превышал предложение.
Не, исключено, что такого оборудования как у Владимирского хлебкомбината более нигде нет.
Первая автоматизированная линия, стоимостью почти 150 миллионов рублей, не имеет аналогов в Европе, она создавалась и проектировалась американской компанией Reading Bakery Systems в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами Владимирского хлебокомбината. Производительность труда на американской линии на порядок выше, а энергозатраты значительно ниже. Обслуживают ее всего 5 человек.
Видео
Владимирский хлебокомбинат
Видео: Леонид Новиков на YouTube
Единственная отрасль, хлебопечение, которое будет существовать до тех пор, пока люди будут жить на земле. Всяческих успехов владимирцам, в этом благородном деле, и новых невиданных еще хлебных изделий.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе