Производство фарфора в Петербурге до сих пор не потеряло своей актуальности. В городе на Неве сегодня можно приобрести точную копию вазы императорской семьи, сервиз, украшенный знаменитой кобальтовой сеткой, или статуэтки, которые выпускают уже не одно десятилетие. Как устроено производство на старейшем в Европе Императорском фарфоровом заводе, выяснял корреспондент SmartNews.
Сам завод, который появился в Петербурге еще в XVIII веке, расположен рядом с набережной Невы — промышленная застройка соседствует с жилыми домами и административными зданиями. От центра города до этого места на метро нужно проехать всего несколько остановок. Холл мало говорит о том, что вы попали именно на производство, на котором работает более 700 человек. На первом этаже за стеклянными перегородками выставлены вазы, блюда, чайные сервизы, статуэтки. Ценители фарфоровых изделий могут надолго застрять уже здесь. Но у нас цель совершенно другая — увидеть, как все эти уникальные вещи создаются.
Справка SmartNews
В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на петербургском заводе в двух экземплярах. Один из них должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Коллекция музея дважды эвакуировалась: первый раз, осенью 1917 года, ее вывезли в Петрозаводск (до 1918 года), второй — в 1941 году, когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).
Для того чтобы попасть на производство, нужно выписать пропуск. Мы проходим через пост охраны, внимательно изучающей посетителей. Проходим через красивый сквер и попадаем в здание, где непосредственно располагается фарфоровое производство.
За десятилетия технология изготовления изделий мало изменилась. Как правило, используется ручной труд. В основном у нас оборудование, которое здесь появилось еще 60–80-е годы. Есть и новое — это камерные печи. В общем, метод изготовления все тот же. В целом же в мире, конечно, на разных заводах свои методики. Фарфор в любом случае отливается, формуется, отминается и обжигается.
На Императорском фарфоровом заводе ведется весь цикл работ — от изготовления массы до выпуска готовой продукции. Здесь выпускают как глазурованный фарфор, так и неглазурованный — бисквит. В декорировании фарфора применяют надглазурную и подглазурную роспись. Предметы со столь сладкими названиями выглядят не менее привлекательно. Во всяком случае, статуэтку барышни в пышном платье или витиевато расписанное блюдце хочется рассмотреть поближе.
При надглазурной росписи используется несколько обжигов. Краски наносятся в зависимости от температурных режимов. Сначала наносятся те, которые обжигаются при температуре 850 градусов, затем 800 градусов — и так все ниже. Подглазурная роспись отличается от надглазурной тем, что сначала изделие расписывают, потом его глазуруют, а потом уже обжигают при температуре 1280 градусов. Роспись совершенно не похожа на надглазурную. Особый эффект достигается путем нанесения красок аэрографом, а затем делается прочистка жесткими кистями, определяется контур будущего рисунка. Фарфор после политого обжига дает осадку до 14%.
Справка SmartNews
В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. Камергер императрицы Елизаветы Петровны барон Николай Корф, находившийся в 1744 году с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Петербурге производство фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры (первоначальное название Императорского фарфорового завода) и надзор за ней были поручены управляющему кабинетом императрицы барону Ивану Черкасову.
Первый опыт провалился: изготовили полдюжины чашек сомнительного качества: кривых и темных. Тогда Черкасов доверил производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику Михаила Ломоносова. И выбор на этот раз оказался удачным. Виноградов смог наладить в Петербурге производство высококачественного фарфора.
Затем на завод был приглашен французский специалист Жан-Доминик Рашет. Проработав здесь четверть века, он внес огромный вклад в развитие художественного фарфорового производства.
На фабрике гигантские пространства заполнены стеллажами с изделиями, среди которых сидят сотрудники, занятые работой. За красками, кисточками, формами, статуэтками склонившуюся над изделием голову можно и не заметить. Однако в перерывах мастера что-то бурно обсуждают между собой, советуются. В основном искусство фарфора привлекает женщин — они занимаются и отливкой, и росписью.
Моя должность — отливщик фарфоровых изделий. Есть более простые, а есть более сложные формы или высокохудожественные. Я работаю со сложными формами: отливаю, склеиваю, замываю, глазурую, отдаю на обжиг. На заводе я работаю уже десять лет, после окончания колледжа, где я получила эту профессию.
Я живописец. На заводе я работаю уже 13 лет. Сейчас я занимаюсь росписью вазы. Расписываю золотосодержащим препаратом. Роспись сложная и займет по времени около четырех месяцев. Чем отличается художник от живописца? Художник создает изделие, а живописец копирует то, что уже создано художником.
Казалось бы, простая фигурка или чашка, а на ее создание требуется немало времени, и в этом процессе занято много людей. Например, чашка проходит около 80 операций, и только один из обжигов длится 36 часов.
Справка SmartNews
Кобальтовая сетка — один из самых знаменитых и узнаваемых узоров, который впервые украсил фарфор в 1945 году. Роспись стала классикой декораторского искусства и фирменным знаком Императорского фарфорового завода, мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич.
На заводе изготавливают копии произведений из музейных коллекций. Недавно была изготовлена ваза «Сплетницы» из коллекции Эрмитажа, для ее декорирования использовали три вида золотосодержащих препаратов с высоким процентом натурального золота.
В 1951 году Елена Янсон-Манизер создала уникальную скульптуру балерины Галины Улановой. Спустя десятилетия эта многократно увеличенная скульптура, отлитая в бронзе, была установлена перед единственным в мире Музеем танца в Стокгольме. Саму фарфоровую фигуру до сих пор выпускают на заводе.
В последнее время на нашем заводе значительно расширили палитру подглазурной росписи. Сегодня художники в своих новых работах используют яркие, насыщенные красные, желтые, зеленые тона, что позволяет нам значительно расширить ассортимент анималистической скульптуры и интерьерного фарфора.
Всего на заводе работают 23 художника, у четверых из них звание «Заслуженный художник России»: это Татьяна Афанасьева, Неля Петрова, Галина Шуляк. А Инна Олевская еще и член-корреспондент Российской академии художеств. Авторские произведения художников выставляются на многих выставках, как российских, так и зарубежных, они также экспонируются в крупнейших музеях и входят в частные коллекции.
После такой прогулки, где на каждом шагу встречаешь удивительные вещи, действительно хочется отправиться в Эрмитаж или на какую-нибудь выставку фарфора. Многие из нас настолько привыкли к стандартным вещам, что уже забыли: чашки и блюдца могут быть изящными, а вазы создают не только из стекла в простых формах.
Справка SmartNews
Фарфор Императорского фарфорового завода представлен в Эрмитаже, московском Историческом музее, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее. С 2005 года петербургский завод ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса люкс под брендом «Императорский фарфор».
Видео
Фарфор Императорского фарфорового завода
Видео: Alex Listov на YouTube
Работа потрясающей красоты! В наш век автоматизации остались ещё производства, в которых используется ручной труд. Это радует.
У людей золотые руки. Очень хотелось бы лично побывать на таком заводе и воочию убедиться в мастерстве рабочих.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе