Спецпроект

Со служебного входа

Крылатый металл. SmartNews побывал на титановом заводе, где делают запчасти для Boeing

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Алексей Викторов/SmartNews

Титановый завод ВСМПО-АВИСМА, расположенный на севере Свердловской области, в Верхней Салде, вне всякого сомнения — региональная гордость. Именно здесь изготавливают детали из титановых сплавов для крупнейших мировых производителей авиалайнеров. В мире почти нет самолетов марки Boeing или Airbus, в которых бы не использовался уральский титан.

Территория предприятия огромна — несколько квадратных километров. Собственно, завод — это мегаполис со своими дорожными знаками, пешеходными дорожками, светофорами, магазинами. Ну а в центре этого города — огромные цеха, где непрерывно кипит работа.

На улице минус 20 градусов, но в цехах жарковато даже в футболке. Обогреватели не нужны — рядом в печах плавится металл. За технологическим процессом следят рабочие.

Каждый житель Верхней Салды уверен: именно благодаря заводу ВСМПО-АВИСМА город пережил 1990-е и известен на всю страну. Это предприятие сегодня — крупнейший в мире производитель титановой продукции. Верится с трудом, но партнеры корпорации на сегодняшний день — более 300 фирм в 49 странах мира, в том числе ведущие мировые авиастроительные концерны. В далеком 1957 году на предприятии был выплавлен первый слиток технического титана. Его диаметр составил 100 миллиметров при общем весе в 4 килограмма. Сегодня такие цифры вызывают улыбку. Только в прошлом году предприятие произвело более 29 тыс. тонн титановой продукции.

Я из Нижней Салды и уже второй год работаю на предприятии. К сожалению, работу в родном городе найти не сумел, а здесь для меня открываются перспективы роста, к тому же предоставили общежитие. Платят достойную зарплату, которая официальная и выдается не в конверте, а точно в срок. В будущем планирую заочно поступить в университет и пойти вверх по карьерной лестнице. Конечно, есть определенные трудности, связанные прежде всего с непростой работой. Но начинать с чего-то было нужно. Подкупило, что на предприятие меня взяли без всякого опыта работы.

Справка SmartNews

ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — крупнейший в мире производитель титана, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов, а также прессованных крупногабаритных изделий из алюминия, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе. На предприятии на сегодняшний день работает около 19 тыс. человек. Предприятие обеспечивает более 60% потребностей в титане европейской авиастроительной корпорации Airbus, около 40% — американской Boeing и 100% — бразильской Embraer. Производство самолетов у Boeing законтрактовано на 5–6 лет вперед, объем заказов оценивается в 356 млрд долларов.

Фото: Алексей Викторов/SmartNews

Первая наша остановка в плавильном цеху плавильно-литейного комплекса. Здесь в ряд выстроились 47 огромных вакуумно-дуговых печей. Металл варят в них долгие 36 часов, после чего подвергают механической обработке. Интересно, что процесс плавки записывают на жесткий диск компьютера и хранят 50 лет. В случае чрезвычайных происшествий с лайнерами всю информацию поднимают, чтобы выяснить, не было ли технического брака во время изготовления титановой отливки.

Наш парк вакуумно-дуговых печей выдает титановые слитки диаметром от 450 до 1150 миллиметров. Их масса достигает 9,5 тонны. Хотя есть техническая возможность выплавлять слитки массой и до 18 тонн. Процессы плавки сертифицированы ведущими авиастроительными компаниями мира. Неоднородный сплав на выходе из печи исключен. Специально разработанные программы просто не позволят этого сделать. Кроме того, в нашем распоряжении уникальные подовые гарнисажные печи с дуговым источником, в которых плавится металл и сливается в неохлаждаемую изложницу. Благодаря этому достигается однородный состав по всему сечению слитка.

Фото: Алексей Викторов/SmartNews

Дальше наш маршрут проходит по кузнечному комплексу, где куют биллеты. Это специальные заготовки для производства штамповок, труб, прутков и профилей. Предприятие производит биллеты диаметром от 130 до 350 миллиметров. Для их ковки используются ковочные прессы, машины и молоты.

Уже введен в эксплуатацию новый ковочный комплекс, в состав которого входит гидравлический пресс с усилием в 2 тыс. тонн, восемь нагревательных газовых печей, участок адъюстажной обработки. Комплекс позволяет делать биллеты круглого и квадратного сечения увеличенной длины. После ковки все биллеты подвергаются термической и механической обработке, а также ультразвуковому контролю.

Наши планы на 2014 год связаны как раз с модернизацией кузнечного цеха. Хотим достроить кузнечный комплекс, чтобы гидравлический пресс выдавал усилие в 4 тыс. тонн. Сборка пресса, кстати, в самом разгаре. Благодаря этому ковочные мощности нашего предприятия увеличатся на 15%. Также в планах запустить в эксплуатацию две новые гарнисажные печи. Мы сможем увеличить в три раза объем плавки. Инвестиции в данные проекты составят более 2 млрд рублей. В следующем году мы также начнем строительство линии производства колец и катушек для авиадвигателей.

Фото: Алексей Викторов/SmartNews

Наконец мы оказываемся в цехе фасовки и выпуска готовой продукции. Здесь мы своими глазами видим детали «начинки» авиалайнера: фитинг привода замка — основную опору шасси, нижний поворотный шарнир главного шасси, штампованную поковку, предназначенную для скобы крепления задней части двигателя, ребро нижней хорды. В недалеком будущем они отправятся на заводы, где собирают крылатые гиганты.

О том, насколько важно титановое производство для современного авиастроения, можно судить по номенклатуре изделий из титановых сплавов. Это элероны крыла, поворотные узлы крыльев, стенки лонжеронов, панели, кронштейны, рули, решетки клина, каналы воздухозаборника, трубопроводы, шпангоуты, предкрылки и закрылки, а также детали гидросистемы.

На начавшийся 2014 год запланировано дальнейшее развитие промышленных мощностей этого предприятия. Вступает в силу проект ОЭЗ «Титановая долина». В результате его реализации здесь должно появиться 14 тыс. новых рабочих мест. Будут открыты первые совместные предприятия, на которых предстоит как первичная, так и конечная обработка штамповок. Работать на предприятии будет около сотни высококвалифицированных инженеров. Правда, пока что «Титановая долина» — чистое поле, по которому ездят лишь несколько экскаваторов, еле видных из-за снега.

Фото: Алексей Викторов/SmartNews

В ближайшие годы нам необходимо переформатировать экономику, потому что мощности в алюминиевой и черной металлургии останавливаются или замедляют темпы роста. Проект особой экономической зоны «Титановая долина» как раз и призван решить проблему перехода на новые рельсы. Сейчас на Среднем Урале происходит реструктуризация производства, производится продукция с высокой добавленной стоимостью, появляется современное оборудование. В этом плане мы видим, что предприятие ВСМПО-АВИСМА — одно из ведущих в нашем регионе. Сейчас региональные власти ставят перед собой цель привлекать резидентов, которые бы покупали титановые продукты, чтобы тем самым увеличивать мощности корпорации ВСМПО-АВИСМА.

Фото: Алексей Викторов/SmartNews

Наш завод почему-то у всех ассоциируется только с продукцией, выпускаемой для самолетов. Но это далеко не так. Мы делаем, к примеру, компоненты для межконтинентальных ракет, подводных лодок. Наш титан используется в часах, велосипедах и даже клюшках для гольфа. А несколько лет назад одна из команд «Формулы-1» закупила у нас титан для своих болидов. По-моему, это была команда Renault, за которую выступал россиянин Виталий Петров. С учетом того, что на предприятии многие без ума от гонок, нетрудно понять, за какую команду мы болеем.

Видео

Видео: «Ростехнологии»/youtube.com

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Титановое производство изменило не только авиацию, но и другие производства. Например, сегодня без титановых суставных протезов и титановых инструментов работу травматологов представить невозможно.

Прислал
Роман Кравчук

Красивый металл.. Только вот если подумать, что мы продаем его иностранцам вместо того, чтобы самим использовать его в производстве, становится грустно.

Автор

Алексей Викторов

Над статьей работали

Роман Кравчук, Рафаєль В. Макаров, Михаил Виноградов

8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Антон Слепицин 13 января 2014, 08:13

ВСМПО-АВИСМА у местных прочно ассоциируется с Боингом. хотелось бы, чтобы такое положение занимали наши, отечественные авиакомпании...

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 13 января 2014, 09:44, Изменено: 13 января 2014, 10:51

Титановое производство изменило не только авиацию, но и другие производства. Например, сегодня без титановых суставных протезов и титановых инструментов работу травматологов представить невозможно.

Артем Карпенко 13 января 2014, 13:28

Кстати, СССР продавал титан в виде титановых головок американцам даже во время Карибского кризиса. В те годы была достаточно напряженная атмосфера и отношения между странами были фактически на грани войны. А торговля продолжалась. Что намекает на то, что никто всерьез воевать не собирался.

Иван Мотыкин 13 января 2014, 13:40

Наша страна может делать очень качественную сырьевую продукцию, уж лучше бы самолеты конкурентоспособные производить начали бы.

Отмечено
редакцией

Роман Кравчук 13 января 2014, 13:45, Изменено: 13 января 2014, 13:58

Красивый металл.. Только вот если подумать, что мы продаем его иностранцам вместо того, чтобы самим использовать его в производстве, становится грустно.

Илья Куринной 13 января 2014, 13:52

Если я не ошибаюсь, поставлять титан в виде красивых титановых головок – это все равно, что дарить тому, кто покупает этот металл, огромные деньги. Это же самая энергоемкая операция – переплавить и очистить руду и выплавить болванки… Как-то нерентабельно, или мне это только кажется?..

Антон Макаров 13 января 2014, 14:22

Здорово, что хотя бы металлургия остается конкурентоспособной на мировом рынке. Конечно, быть сырьевой страной немного зазорно, но по постиндустриализма нам еще далеко.

Владимир Музыченко 13 января 2014, 14:53

Было бы совсем хорошо, если бы этот завод делал запчасти к нашим, отечественным самолетам, а не улучшал жизнь нашим прямым конкурентам!

Добавить комментарий

Новое на сайте