Тарские ворота в Омске — это почти как Спасская башня в Москве: любимое место народных гуляний горожан, картинка, которую туристы увозят с собой. Но мало кому удается побывать внутри знаменитых ворот — пройти сквозь маленькую черную дверь с боковой стороны арки. Корреспонденту SmartNews удалось приоткрыть завесу над тайной и открыть вход в мир истории.
Правда, вначале пришлось немало потрудиться, чтобы отыскать в городе человека с ключом от заветной двери. Отомкнуть железный, не вызывающий сомнений в своей прочности замок могут только три человека — это омские историки-краеведы Игорь Коновалов и Эмилия Куниевская, а также активист омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Станислав Парфенов. О небольшом путешествии внутрь арки мы договорились с главным хранителем Тарских ворот Игорем Коноваловым. Игорь Леонидович — один из тех, благодаря кому история этого крепостного сооружения продолжилась после более чем 30-летнего перерыва.
Справка SmartNews
Тарские ворота были построены в 1792 году на северной линии Омской крепости. Из четырех ворот форпоста (были еще Тобольские, Иртышские и Омские) Тарские считались самыми главными. Это был основной вход в Степной бастион крепости, в котором находился каторжный острог. Задачей военных, стоявших здесь в карауле, было не допустить побега заключенных и не пустить на территорию крепости непрошеных гостей из степи. Главными врагами солдат тогда были жители западной территории Монголии — джунгары, а после падения Джунгарского ханства — китайцы. Но за всю военно-крепостную историю ворот караул ни разу не пришлось поднимать по тревоге — крепость никто не решился штурмовать. В 1959 году кирпичную арку с почти 200-летней историей за одну ночь уничтожили — снесли бульдозером. И только в 1992 году на том же самом месте ворота построили заново.
Видео
Тарские ворота, г. Омск
Видео: Марина Давыдова на YouTube
Игорь Коновалов был одним из строителей и проектировщиков уже современных Тарских ворот. В ожидании встречи с краеведом наблюдаю за прохожими. Их немало: эта пешеходная улица пользуется популярностью и в выходные дни — омичи любят здесь гулять, и в рабочие — историческая часть города совпадает с его деловым центром. Мужчина лет сорока с увесистым кейсом энергично прошагал вслед за женщиной, тоже явно спешащей по делам; минут через пять в обратном направлении через арку проходят молодые парень и девушка. Они, кажется, не так торопятся. Елена и Алексей, как выясняется, студенты Омского педагогического университета, оба омичи. Спрашиваю:
— Знаете, что находится за этой дверью?
— А она что, открывается?— удивляется девушка.
— Я вообще на нее особо внимания не обращал, — подхватывает ее спутник. — Ворота красивые, мы часто здесь гуляем, но дверь в глаза как-то и не бросается.
Тем временем к двери подходит пожилой мужчина, одетый, как мне кажется, чуть теплее, чем того требует погода. Это и есть Игорь Леонидович Коновалов. Историк и архитектор на фоне выдержанной в старинном стиле арки смотрится очень гармонично — с окладистой бородой и усами, разве что одет не в овчинный тулуп.
Дверь не такая, как была во времена крепости, но тоже старинная. Мы ее забрали во время сноса одного из домов дореволюционной постройки, она сюда хорошо вписалась, к тому же еще и очень прочная.
Открыв дверь, историк первым заходит внутрь и без лишних объяснений сразу начинает подниматься по ступенькам. Двум и более посетителям внизу просто не разойтись: вбок и вверх от входа тянется довольно крутая и очень узкая лестница. К счастью, ступени хорошо видно, проектировщики предусмотрительно сделали небольшое окошко в боковой стене. После подъема по лестнице мы попадаем в просторное, вопреки ожиданиям, помещение площадью примерно 34 кв. м — теперь мы наверху арки. Здесь довольно уютно, но холодно так же, как на улице, — Игорь Леонидович не зря тепло оделся. Отопление сюда не проведено, из коммунальных благ только электричество, да и то приходится, можно сказать, добывать: розетка находится на фонарном столбе — его видно в одно из окошек, туда и перекидывают выведенный через отверстие в стене провод.
Это караульное помещение крепостных ворот, такое же, как было здесь в XVIII–XIX веках. Только тогда вход сюда был прямо с крепостного вала, уровень пола совпадал с уровнем оборонительной насыпи, одно из окон было как раз входной дверью. А лестницу в боковой стене нам пришлось запроектировать уже при восстановлении ворот. Перегородку здесь тоже убрали, у военных было два помещения. В одной стоял топчан, там отдыхала одна из смен караула, в другой — инструмент для уборки снега или скоса травы, котлы, приспособления для чистки ружей, здесь готовилась заступить на службу другая смена. Третья смена солдат тем временем стояла непосредственно на воротах. Здесь же, в караульном помещении, была печь, служащие периодически выпивали вина — это разрешалось, чтобы они не мерзли, но руководство следило за тем, чтобы никто не напивался.
Теперь по центру одной из стен вместо печи стоит камин — на такое смелое отступление от исторической достоверности воссоздатели ворот пошли из чисто эстетических соображений, тем более что дымохода здесь нет, разжечь огонь нельзя. Хотя рядом лежат настоящие дрова и как будто сушатся прислоненные к стенке валенки. На полках расставлены предметы армейского обихода, знакомая любой хозяйке XIX века домашняя утварь и посуда: горшки для печи, самовар, кованая сечка и долбленое корыто для шинковки овощей. На стенах висят схемы Омской крепости, дореволюционные снимки всех четырех ее ворот. Передвигаясь по периметру помещения, Игорь Леонидович каждый предмет снабжает исторической справкой, даже об оставленной как бы невзначай на полке у входа фуражке есть своя история.
Мы неслучайно повесили здесь шинель и положи фуражку. Солдаты того времени одевались примерно так. А на примере Омской крепости раскрывается еще и история названия фуражки. Дело в том, что в конце XVIII века здесь завели свою фуражную команду, то есть солдат, которые сеяли фуражное зерно, на корм лошадям. Привозить его за 900 км из Тобольска оказалось невыгодным и трудоемким делом. Так вот эти фуражиры носили как раз такие головные уборы, поэтому их и стали называть фуражками.
Впрочем, эта музейная экспозиция по-своему парадоксальна: посетители здесь бывают крайне редко, ведь вход чаще всего закрыт. Двери караульного помещения на весь день открываются только раз в году — в День города. В остальное время попасть сюда можно только по договоренности с одним из краеведов, занимающихся Тарскими воротами. Иногда здесь проходят экскурсии для студентов — историков и археологов, изредка — для школьных групп. Однажды среди посетителей караульного помещения оказался приезжавший в Омск писатель Александр Солженицын. В теплое время года в этой комнате можно увидеть гренадера 21-го французского линейного полка. В такой форме прогуливается по улице Тарской инженер по образованию и военно-исторический реконструктор по призванию Станислав Парфенов. Он же, кстати, еще и сибиряк в восьмом поколении, как указано у него на странице в одной из социальных сетей.
В караульное помещение я захожу переодеться в военную форму. В таком виде гуляю по улице, фотографируюсь с прохожими, рассказываю им об истории Омской крепости, Тарских ворот. Иногда интересуются дверью внутри ворот, тогда рассказываю и о караульном помещении. Хотя я увлекаюсь в основном реконструкцией войны 1812 года, омская история для меня тоже много значит. Для меня это, разумеется, не просто место для переодевания, я отношу себя к той эпохе, когда восстановили ворота, для меня это символ моего родного города.
Обслуживанием экспозиции и поддержанием порядка в караульном помещении историки занимаются полностью на общественных началах, что называется, из любви к искусству. Поэтому просто не могут найти человека, который бы находился в исторических стенах постоянно, тогда бы и железную дверь можно было открыть для всех интересующихся. Сегодня, правда, с ней нужно быть осторожным — совсем недавно ее покрасили в связи с установкой в двух шагах отсюда памятника бывшему первому секретарю Омского обкома КПСС Сергею Манякину. Занялись и реставрацией самого фасада ворот. Но вот вопрос организации постоянных экскурсий в караульном помещении пока остается открытым. А дверь после моего визита Игорь Леонидович снова закрыл, теперь уже до следующего лета. С наступлением холодов комната с историей, но без отопления в основном пустует.