100 тысяч — штраф за пьянство, 30 — за выключенный свет фар. Это не новые «драконовские» поправки в ПДД, а правила поведения на участке добычи нефти. Корреспондент SmartNews побывал на Усть-Тегусском нефтяном месторождении, где добывают больше половины всей нефти юга Тюменской области. Пять часов ожидания, три часа и 700 км на вертолете — чтобы увидеть нефтеносный участок, куда случайному человеку попасть совсем непросто.
Вылет вертолета несколько раз задерживался и был перенесен. После пяти часов ожидания в аэропорту Рощино мы все-таки вылетели в сторону Увата. Однако из-за сбоя в графике вместо запланированных остановок на трех месторождениях оставили всего одно — Усть-Тегусское, где добывается больше половины всей нефти юга Тюменской области. Но даже на его осмотр выделили лишь четыре часа — до обидного мало! Поздним вечером необходимо было вернуться в Тюмень.
— Западная Сибирь была и в ближайшее время останется основным источником добычи нефти, которая сегодня составляет порядка 57% от общероссийских показателей, и 90% газа. Она также является основным объектом остаточных текущих запасов в Российской Федерации как по нефти, так и по газу. В Западной Сибири сосредоточено 67% всех не вовлеченных в разработку, то есть оставшихся в недрах, запасов нефти Российской Федерации. Кроме того, могу назвать открытую информацию: величина запасов составляет 18 млрд по Западной Сибири из 27 млрд по Российской Федерации. Первые цифры уже озвучивал наш министр Сергей Ефимович Донской. Про Западную Сибирь он не говорил, поэтому называю запасы Западной Сибири: 18 млрд. Тех ресурсов, которые не опоискованы и не переведены в запас в Западной Сибири, — 44% от всех ресурсов страны, включая шельф. Необходим комплекс мер от применения технологий по добыче трудноизвлекаемых запасов до создания территориально-производственных кластеров, объединяющих с помощью инфраструктуры сложные месторождения. Пример такого подхода в Западной Сибири есть — этот тот самый Уватский проект, который успешно реализуется уже 10 лет.
Справка SmartNews
Усть-Тегусское месторождение — это крупнейшее нефтяное месторождение Уватского проекта. Оно расположено на двух лицензионных участках — Урненском и Усть-Тегусском. Последний участок располагается в 300 км на востоко-юго-восток от Увата, а Урненский — в 260 км к востоку. Компания «ТНК-Уват» занимается разработкой месторождений Уватской группы, что в Западной Сибири на юге Тюменской области, более чем в 700 км от Тюмени. С декабря 2012 года добычу нефти в Уватском районе контролирует компания «Роснефть». Теперь ей принадлежат лицензии на право пользования недрами по лицензионным участкам «ТНК-Уват».
Спустя три часа полета с шумом и вибрацией мы преодолели почти 700 км. Пролетали над огромными безлюдными территориями. Приземлились рядом с комплексом сооружений, построенных посреди болот.
У КПП нас встречал КамАЗ, который должен был доставить до основного производства. Перед тем как двинуться в путь, представитель нефтяной компании предупредил о строгих правилах, действующих на объектах месторождения. Ведь любое происшествие может грозить аварией с человеческими жертвами и локальной природной катастрофой. Может быть, поэтому и наказания за мельчайшие нарушения режима суровы как нигде: гигантские денежные штрафы и незамедлительное увольнение.
Всем гостям выдали спецодежду: ярко-оранжевые жилеты, очки и каски, незаменимые на опасном производстве. В машине попросили пристегнуться ремнями. Да и внутри фургона были повсюду расклеены предупреждения: «Сел — пристегнись!!! Не хватило места — выйди!!!» Вскоре стало ясно почему. По дороге была сильная тряска на местах стыков бетонных блоков, уложенных на лежневку. Казалось, вот-вот ударишься головой о крышу фургона.
Высадили нас у газотурбинной электростанции. Она была построена «Тюменьэнерго» в 2010-м всего за год. На ней работает четыре генератора мощностью 5 мегаватт каждый. Каждый из генераторов закрыт металлическим корпусом, чтобы исключить случайный доступ к нему людей. Общая загрузка электростанции составляет 14 мегаватт. Газотурбинная электростанция связана с дизельными: ДС-3, вырабатывающей 4,5 мегаватта, ДС-1 и «ДС-2-Урна» с общей мощностью 7 мегаватт. Дизельные станции работают в базовом режиме, а остальную нагрузку берет на себя газотурбинная. Таким образом поддерживается так называемый вращающийся резерв, чтобы исключить остановку турбин из-за непоступления газа.
Эта электростанция находится в оперативном подчинении «Тюменьэнерго», но здесь работают и специалисты нефтяной компании. Они занимаются подготовкой газа, а энергетики — выработкой электроэнергии и ее передачей потребителям. Попутный газ, попадая сюда, очищается, его сжимают до плотности 18 кг, подогревают, после чего он поступает в турбину. Затем из тепловой энергии он перерабатывается в механическую и в электрическую. Эта технология используется давно. Этим делом я занимаюсь уже 12 лет. Специалисты на болотах не живут, поэтому приходится их собирать, давать объявления, объявлять тендер и приглашать на обслуживание электростанции.
На газотурбинной электростанции, которую обслуживают около 40 человек, за 2011 год было переработано 35,5 млн кубометров попутного газа. Здесь в один узел связаны сразу два месторождения — Усть-Тегусское и Урненское. Общая мощность потребления электроэнергии составляет 26 мегаватт.
Попутный газ — неотъемлемая часть добычи нефти, его надо куда-то девать, поэтому мы и работаем. Мы контролируем все узлы газотурбинной электростанции. Работаем вахтовым методом месяц через месяц по 12 часов «день — ночь». Машинистом я работаю 10 лет. До этого трудился в Омске на заводе пластмасс. Если увеличивать добычу нефти, мощности этой электростанции будет не хватать, поэтому рядом строят новую — на 60 мегаватт. На ней будет установлено 12 машин фирмы Centrax по 5 мегаватт каждая.
Работа на предприятии по большому счету автоматизированная. Специалисты сидят перед мониторами и следят за изменениями в работе турбин. На газотурбинной электростанции работают уроженцы Уфы, Новосибирска, Оренбурга и даже Белгорода. Месячная заработная плата вахтовиков составляет 60 тысяч. Потом они месяц отдыхают. Поэтому средняя заплата становится равной 30 тыс. в месяц.
— Объемы добычи растут, налоги платятся, деньги поступают в бюджет. Как распоряжаются этими средствами — это дело второе. Наверное, это показатель эффективности государства. Но если люди не только в нефтянке стали благополучно жить — это тоже показатель благополучия страны. Нельзя всё завязывать на одну нефтянку. Сегодня нельзя сказать, что работа нефтяника хорошо оплачивается, но мы абсолютно не чувствуем себя обиженными. Есть какой-то баланс, который не нарушен. Можно иметь что-то и радоваться этому. Если человеку комфортно жить на средства, которые он зарабатывает, и он получает удовольствие от работы — наверное, это и есть правильный баланс. После того как «Роснефть» стала собственником ТНК-BP, по большому счету ничего не изменилось — мы как работали, так и работаем. Идет процесс принятия решения, меняются некоторые процедурные вещи, но с точки зрения объемов добычи и технологии производства все как было, так и осталось. Меняются управленческие и организационные вещи, но на месторождениях продолжается работа.
Осмотрев электростанцию, мы отправились дальше — к буровой установке. Дорога до нее заняла около 20 минут.
На этой кустовой площадке мы бурим группу скважин. Сейчас вы стоите у четвертой. Ее глубина — 3,5 тыс. м. Пласты на данный момент вскрыты. Причем по вертикали глубина 2,4, а по стволу — 3,5, так как эта скважина не вертикальная, а наклонная. Особенность Усть-Тегусского месторождения в том, что здесь бурятся скважины с увеличенным отходом — от 3,5 до 3,7 тыс. м. Отходом буровики называют горизонтальные отклонения при бурении. На моей памяти максимальная глубина скважины была 4940 м. Притом что вертикальная глубина всегда от 2,4 до 2,5 тыс. м. Пока на этой скважине добывается 270 кубов в сутки. Сейчас мы выводим ее на режим с максимальным дебетом.
Справка SmartNews
Решением технических проблем занимаются специалисты Halliburton и Baker Hughes. Оборудование для бурения произведено в Германии, известной своим качеством и надежностью. К примеру, станок «Эчар-5000» оснащен по последнему слову техники. Передвигается он по монорельсу. Принцип работы следующий: пробурив одну скважину, станок передвигается на 5 м, затем бурит следующую. Сделав четыре такие скважины, станок проезжает еще 15 м и бурит следующую партию из четырех скважин. Таким образом появляются суперкусты — группы до 48–49 скважин. На Урненском месторождении есть суперкуст, включающий в себя 51 скважину.
После того как буровики подготовили трубу, геофизики прописывают, где находится пласт действия. На этой глубине труба простреливается кумулятивными снарядами до цементного камня, находящегося за колонной. Таким образом вызывается приток нефти. Это действие можно сравнить с тем, как автолюбитель переливает бензин из канистры в бак. Нефть поднимается и попадает в трубопроводную систему. По трубам она поступает в центральный пункт сбора, где и происходит сбор нефти со всех кустовых площадок.
На Усть-Тегусском месторождении сейчас работает пять станков. Бурение одной скважины занимает в среднем 16–18 дней в зависимости от глубины ее отхода. Но на самые сложные — глубиной 4,9 тыс. м — уходит 35 суток. Почти все скважины здесь направленные, с сильным отклонением от вертикали. До конца года мы должны пробурить около 100 скважин. В среднем с одной скважины добывается порядка 130 тонн нефти в год. На Усть-Тегусском и Урненском месторождениях сейчас действует 109 скважин. Суточная добыча составляет 17 100 тонн. До конца месяца планируем дойти до 18 тыс. тонн.
Видео
Добыча нефти «ТНК-Уват» в Тюменской области
Видео: Alex Piligrimov на YouTube
До сих пор распространен стереотип, что добыча нефти ведется станками-качалками. На самом деле такой способ добычи давно остался в прошлом.
Добыча нефти на месторождениях компании уже много лет ведется не механическим штанговым насосом, а с помощью установки центробежных электронасосов (ЭЦН). Как знать, может, возврат к механизированным способам добычи нефти и произойдет, но это уже точно будут не станки-качалки. Их использование — достаточно консервативный способ добычи нефти, а сейчас есть более эффективные способы добычи малодебетных и трудноизвлекаемых запасов. Тем не менее станки-качалки на месторождении до сих пор стоят — проще их оставить, чем демонтировать. Пока компания не готова нести затраты на демонтаж станков-качалок. Мы рассматриваем варианты либо их продажи в качестве металлолома, либо продажи. Два года назад нижневартовская компания решила купить эти качалки. Чтобы не тратиться на новые, они купили наши рабочие качалки, сами их демонтировали и увезли к себе. В конце концов, можно оставить качалки как памятник эпохе — это не будет нарушением техники безопасности.
Пожалуй, основная проблема нефтяников и строителей, работающих на месторождениях, заключается в том, что они находятся в режиме автономии. Добраться туда можно лишь на вертолетах, а оборудование завезти только в зимний период.
До Тайлаковского месторождения уже давно построена дорога. От Усть-Тегусского месторождения до Тайлаковского всего 45 км. Сейчас здесь строится «дорога жизни». Теперь транспорт будет отправляться от Нижневартовска наземным путем не только зимой, но и летом. Расстояние до города — 360 км.
В зимний период на месторождениях работает порядка 5 тыс. человек, а летом значительно меньше, около тысячи. Чтобы поддерживать порядок на таких объектах, введены жесткие меры. Например, за невключенный свет фар штраф составляет 30 тыс. рублей, за факт обнаружения пьянства — 100 тысяч. Согласитесь, немало.
Подрядчики вынуждены привыкать к суровым условиям: если по каким-либо другим вопросам мы пытаемся идти на компромиссы, то в этой сфере их не бывает. На всех дорогах установлены контрольно-пропускные пункты: подрядчик без пропуска не попадет на объект. И все понимают — такие меры здесь жизненно необходимы. Порядок есть порядок.
График посещения Усть-Тегусского месторождения был настолько плотным и насыщенным, что мы ели (а это уже был и обед, и ужин одновременно) прямо в вертолете. Впрочем, не только журналисты, но и руководители «ТНК-Уват». Уставшие, в наушниках от шума, все сидели и сквозь иллюминаторы осматривали безлюдные территории — вокруг болота и леса. И я тогда подумал: благодаря знаниям и труду тысяч людей, которые сейчас трудятся на месторождениях, среди топких болот вырастают целые поселения.
Штрафы, конечно, мотивируют. Но безопасность того требует. Думаю, дисциплина там на высшем уровне.
Хорошо, если бы и государство эффективно использовало прибыль от добычи нефти. Люди работают в экстремальных (для нас) условиях, хочется, чтоб всё не зря было.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе