Пять необычных проектов по освоению космоса

голоса

10 октября 1967 года вступил в силу Договор о космосе. В этом документе говорится о том, как страны должны осваивать космос, в договоре запрещалось использование оружия в космосе, в том числе на Луне. Кроме того, в документе было оговорено, что небесные тела и станции в космическом пространстве должны использоваться только в мирных целях.

В договоре указывалось, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-либо дискриминации, на основе равенства.

В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств — участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

По этому случаю мы решили вспомнить несколько мирных амбициозных проектов по освоению космоса.

Проект Mars One

Один из самых амбициозных проектов — проект Mars One. Самое удивительное в нем то, что его предполагается реализовать на частные средства. Mars One предусматривает полет к Марсу астронавтов и создание базы на Красной планете. Происходящее на базе будет круглые сутки транслироваться на Землю в виде реалити-шоу. Благодаря трансляциям организаторы планируют компенсировать затраты на проект.

В 2016 году планируется отправка на Марс 2,5 т оборудования и материалов, которые будут будут необходимы при строительстве базы. В 2018 году на Красную планету отправится вездеход. Запуск пилотируемого космического корабля запланирован на 2022 год. В 2023 году на Марс должны ступить первые колонисты — 4 человека. К 2033 году количество людей на станции достигнет уже 20 человек. Все они не смогут вернуться обратно на Землю.

В 2013 году некоммерческая компания Mars One уже завершила первый этап отбора кандидатов. Желание улететь на Красную планету выразили 202 тыс. человек из 140 стран.

Inspiration Mars

Другой не менее необычный проект — Inspiration Mars. В отличие от предыдущего проекта высадка астронавтов на поверхность Марса не предусматривается. Астронавты должны будут совершить 501-суточный полет, пролетев мимо Марса, после чего вернуться на Землю. Дата запуска намечена на 5 января 2018 года. Это время будет наиболее благоприятно для полета, поскольку в этот период будет наблюдаться спад солнечной активности.

Астронавты будут находиться в 10-тонном пилотируемом корабле. В нем будет предусмотрен жилой отсек, в котором располагаются система жизнеобеспечения и другие средства поддержания жизни экипажа. Они будут включать 1400 кг сухого пайка, тренажеры для компенсации длительного воздействия невесомости и компактное оборудование, аналогичное оборудованию на МКС, для рециркуляции воды и поддержания атмосферы. Предполагается, что к Марсу отправится женатая пара, поскольку, по словам организаторов, именно женатой паре будет легче адаптироваться к стесненным условиям.

Стэнфордский тор

Раньше также существовали проекты по строительству космических станций. Один из грандиозных проектов — Стэнфордский тор. Он был предложен в 1975 году студентами Стэнфордского университета. Станция, представлявшая собой огромный бублик, должна была вместить от 10 тыс. до 140 тыс. человек. Предполагалось, что тор будет вращаться вокруг своей оси, создавая искусственную гравитацию. Солнечный свет должен был поступать внутрь через систему зеркал. Жители тора, согласно проекту, смогут заниматься в такой станции сельским хозяйством. Предусматривались отдельные жилые помещения. В недавно вышедшем на экраны фильме «Элизиум» космическая станция как раз построена по принципу Стэнфордского тора.

«Цилиндр О’Нилла», также известный, как Остров III

Физик Джерард О'Нилл из Принстонского университета вместе со студентами разработал проект большой орбитальной структуры, предназначенной для освоения космоса. Информацию о ней он опубликовал в 1974 году в статье в журнале «Физика сегодня». «Остров III» представлял собой два вращающихся в противоположных направлениях цилиндра, каждый 8 км в диаметре. Длина одного цилиндра, согласно проекту, составляет 32 км. Вдоль каждого цилиндра проходили прозрачные полосы, играющие роль окон. Благодаря вращению цилиндров планировалось создавать искусственную гравитацию. Внутренняя часть цилиндра должна быть заполнена кислородом и азотом. Станция и ее зеркала могут быть ориентированы на Солнце. О'Нилл и его студенты тщательно проработали методику постоянного поворота станции на 360° через вращение по орбите без использования реактивной тяги.

Коммерческая космическая станция Бигелоу

Коммерческая космическая станция Бигелоу представляет собой частный орбитальный космический комплекс-отель. Проект разрабатывается компанией Bigelow Aerospace. Станцию планируется отправить на орбиту в конце 2015 года помощью кораблей Dragon и CST-100. Особенность Bigelow Commercial Space Station — в том, что она будет развернута с использованием надувных элементов. Она будет состоять из жилого модуля Sundancer (диаметром 6,3 м и длиной 8,7 м) и жилого модуля BA 330 (диаметром 6,7 м и длиной 14 м).

Андрей Матвеев