Пять причин проигрыша СССР в «Лунной гонке»

13
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

лунно-посадочный корабль-модуль ЛК на Луне (компьютерная графика)
Фото: Wikipedia

25 октября 1965 года был принято постановление советского правительства о совместной работе ОКБ-1, возглавляемого Королевым, и ОКБ-52, возглавляемого Челомеем, над проектом по облету Луны на корабле 7К-Л1 и высадке человека на Луну по программе Л3. Предполагалось, что первый советский космонавт ступит на поверхность Луны в 1968 году. Однако несмотря на титанический труд советских ученых, планам не удалось сбыться. 20 июля 1969 года в ходе полёта «Аполлон-11» американцы первыми ступили на искусственный спутник. Мы расскажем о пяти главных причинах, по которым СССР не удалось опередить американцев в запуске человека на Луну.

Причина 1. Упустили момент

СССР дал старт лунной программе слишком поздно. США приняли программу пилотируемых космических полётов «Аполлон» еще в 1961 году. 12 сентября 1961 года президент СЩА Джон Кеннеди сформулировал задачу покорения Луны в своем выступлении. Кеннеди предложил участвовать в совместной программе по высадке человека на Луну, но Хрущев ему отказал, подозревая, что США хочет выведать секреты советской ракетной и космической техники. Проект высадки космонавтов на Луну стал ответом на планы США. Отправить человека на естественный спутник Земли в первостепенные задачи СССР не входило. Но США был необходим реванш после того, как СССР первым отправила человека в космос. Американская лунная программа стала вызовом, на который нужно было отвечать. Несмотря на огромные прикладываемые усилия, работы по лунной программе отставали от графика.

скафандр «Кречет» для советских лунных экспедиций.
Фото: Wikipedia

Причина 2. Расхождение в подходах разных конструкторов

У Королева и Челомея были разные взгляды на то, какую ракету-носитель нужно использовать для запусков. Рассматривались варианты с Н-1 (11А52), разрабатываемой ОКБ-1, УР-500 («Протон») и Р-56 (8К68), разрабатываемом в КБ Янгеля. Экономические расчёты были в пользу Н-1. Эта ракета стала главным перспективным носителем для реализации советской лунной программы. Но ставка на Н-1 не оправдала себя. Ее испытания постигли неудачи.

Причина 3. Неудачные запуски

Все четыре испытательных запуска Н-1 были аварийными на этапе работы первой ступени. В США при разработке мощных носителей серии «Сатурн» был выполнен очень большой объём наземных испытаний их отдельных узлов и агрегатов. Это позволило американцам безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты «Сатурн-5». Ракету же Н-1 доводили таким же способом, как и предыдущие менее мощные носители: устранением причин неисправностей, выявленных при испытательных пусках. Однако для конструкции таких размеров и сложности такой путь оказался слишком долгим и дорогим.

Ракета Н-1 в сборочном комплексе,
Фото: Wikipedia

Причина 4. Дорогой проект

Проект лунной программы был не до конца просчитан с экономической точки зрения. Объем средств, выделенных на советскую лунную программу, был в 15 раз меньше по сравнению с американской. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии. Случилось же это в тот самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована, и потому лидерам державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто политических решений: или доводить проект до логического конца, или чётко отказаться от его продолжения. Половинчатость же позиции привела лишь к «сырым» конструкторским решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники.

Полёт к Луне экспедиционного корабля-комплекса Л3 в представлении художника
Фото: Wikipedia

Причина 5. Череда трагедий

На реализацию лунной программы не могла не повлиять смерть Сергея Королева в 1966 году. Он был руководителем ОКБ-1, главной организации по разработке системы в целом, лунного орбитального и лунного посадочного кораблей. Чуть позже в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров. Он был наиболее вероятным кандидатом для сложных лунных полётов. В 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин. Уход Королева привел к смене курса в развитии лунной программы, что отразилось на сроках ее реализации.

Видео


Автор

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

27 октября 2013
10 000 просмотров

3 комментария к материалу.

Кириан Красин 26 октября 2013, 00:44

Какие разногласия между Королевым и Челомеем. Между Королевым и Глушко. Последний отказался делать двигатели, экологически чистые. Из-за него и проиграли в гонке. А КБ Кузнецова никогда не строили двигатели такой тяги. И пошли по сложному пути - двигательной установки из связки нескольких РЖД. А это приводило к регулярным взрывам из-за ненадежности выбранной схемы. Хотя сами по себе - двигатели НК 33 были удачными.

Евгений Бабичев 27 октября 2013, 09:12

Неопределённость в приоритетах, избыточная идеологизация, деградация политической элиты - вот основные составляющие нашего поражения в лунной гонке. Все технические проблемы преодолимы при наличии адекватной системы управления экономикой. В СССР 60-80-х годов политическая надстройка и дилетантизм в управлении народным хозяйством уже не соответствовали уровню развития производительных сил.

Павел Семенов 27 октября 2013, 11:40

Сейчас США руководит священник Обама, вряд ли он является образцом образованности.

Добавить комментарий

Новое на сайте