Пять самых успешных операций авианосцев

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

«Суордфиши» в полете над авианосцем «Арк Ройял», 1939 год.
Фото: Wikipedia

11 ноября 1940 года произошел налет английской авиации, стартовавшей с авианосца в Средиземном море, на базу итальянского флота в Таранто. Итальянцы понесли большие потери: один линкор затонул и два получили серьезные повреждения. Помимо этого, было убито 59 человек, еще 600 ранено. Англичане же потеряли всего два самолета из 21. В этой атаке впервые был использован авианосец для нанесения авиаудара против кораблей. В связи с этим мы решили рассказать о самых успешных операциях авианосцев.

Атака Таранто — образец для японцев

Во время Второй мировой войны, 11 ноября 1940 года, произошел налет британской палубной авиации на итальянскую военно-морскую базу в Таранто. Атака доказала возможность эффективных действий палубной авиации против тяжелых судов, находящихся в защищенной гавани. Операция послужила образцом для японской атаки Пёрл-Харбора в 1941 году.

В начале ноября 1940 года Каннингхему (командующему Средиземноморским флотом) было послано подкрепление. Теперь он был готов к атаке Таранто, где находилось не менее шести линкоров, в том числе новейшие «Витторио Венето» и «Литторио». Там же базировалось несколько тяжелых крейсеров. Планом операции предусматривалась атака двух групп торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Илластриес». Корабли во внутренней гавани предполагалось атаковать с помощью бомб.

Первая волна из 12 «суордфишей» взлетела с авианосца в 170 милях от Таранто. Вторая волна из восьми «суордфишей» взлетела через час после первой. Самолеты — осветители и бомбардировщики выполнили свою задачу и освободили место первым торпедоносцам. Те снизились к самой воде и разбились на звенья по три самолета, чтобы проскочить между аэростатами заграждения. Хотя противник был настороже и зенитный огонь оказался довольно плотным, луна и осветительные ракеты обеспечили превосходное освещение. Итальянские линкоры были отлично видны. «Кавур» получил попадание одной торпеды, а «Литторио» — двух. Потом атаковала вторая волна. Ее самолеты поразили одной торпедой «Дуилио», и еще две достались «Литторио», хотя одна из них не взорвалась. Все три линкора затонули на своих якорных стоянках. Хотя позднее «Литторио» и «Дуилио» были подняты и отремонтированы, они вышли из строя на пять и шесть месяцев соответственно. «Кавур» больше никогда не выходил в море. Полностью учли уроки Таранто только японцы.

Морская база в Таранто, 1930-е годы. Фото: Wikipedia

Нападение на Пёрл-Харбор — Гавайская операция японцев

7 декабря 1941 года произошло внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок на американские военно-морскую и воздушную базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху.

Атака состояла из двух авиационных налетов, в которой участвовало 353 самолета, вылетевших с шести японских авианосцев. Итогом нападения стало затопление четырех линейных кораблей ВМС США, еще четыре были повреждены. Японцы также потопили или повредили три крейсера, три эсминца, один минный заградитель и уничтожили, по разным источникам, от 188 до 272 самолетов. Человеческие жертвы исчислялись тысячами — 2402 убитых и 1282 раненых. Японские потери были минимальными: 29 самолетов, четыре малогабаритные подводные лодки вместе с 65 погибшими или получившими ранения военнослужащими.

Нападение на Пёрл-Харбор стало причиной вступления США во Вторую мировую войну — в тот же день Америка объявила войну Японии.

Рейд полковника Дулитла — ответ на японскую агрессию

Чтобы дать ответ Японии, легендарный летчик ВВС США разработал план нападения на Японские острова. Решили лететь на бомбардировщиках. План Дулитла предусматривал, что бомбардировщики будут помещены на авианосец, который доставит их к территории, патрулируемой ВМФ Японии, и там уже самолеты совершат взлет и нанесут авиаудар по намеченным целям. До этого момента ни один пилот не пытался совершить взлет на бомбардировщике Б-25 с палубы авианесущего крейсера. Взлет с широкой комфортной взлетно-посадочной полосы аэропорта в сравнении со взлетом с узкой палубы корабля для пилота представляет большую сложность. Из-за малейшей оплошности летчик может оказаться в водах океана. К тому же на борт бомбардировщика было взято ограниченное количество топлива, позволявшее при удачном стечении обстоятельств приземлиться на территории Китая, оккупированной японской армией. Рейд был осуществлен 18 апреля 1942 года 16 средними бомбардировщиками наземного базирования B-25 «Митчелл». Они базировались на американском авианосце «Хорнет». 

В начале операции возникла еще одна проблема. Корабль, перевозивший бомбардировщики, был замечен лодкой береговой охраны. Поэтому бомбардировщикам пришлось совершить взлет за 170 морских миль от изначально планировавшегося места. Пролетев в течение шести часов над водой, бомбардировщики в конечном итоге добрались до Японии и сбросили бомбы. После этого один из самолетов, участвовавших в этой опасной миссии, отправился во Владивосток, другой полетел в сторону Южного Китая, надеясь, что на пути у него не встретятся японские войска. По причине раннего старта у пилотов было очень мало шансов на то, чтобы совершить удачную наземную посадку, однако попутный ветер придал самолетам дополнительное ускорение, и некоторым пилотам удалось приземлиться до того момента, когда закончилось горючее. Другим летчикам повезло меньше.

Часть выживших была взята в плен японскими солдатами, другим военнослужащим американской армии, среди которых был и Дулитл, удалось не попасться в руки японцев благодаря помощи китайских партизан. Несмотря на то что значительного ущерба Японии причинено так и не было, эта операция высоко подняла боевой дух в армии США.

B-25 взлетает с палубы авианосца «Хорнет».
Фото: Wikipedia

Операция в Афганистане — рейд против террористов

Крупномасштабная воздушная операция в Афганистане началась менее чем через месяц после террористических атак 11 сентября 2001 года и продолжалась около пяти месяцев — с 7 октября 2001 года по 16 марта 2002 года. В ней успели принять участие шесть авианосцев. Большую часть времени в операции единовременно участвовало два авианосца. Основной сложностью при бомбардировках Афганистана стала географическая удаленность театра военных действий и отсутствие подходящих военно-воздушных баз в регионе. Среднее расстояние от авианосца до цели составляло около 1100 км, а наиболее удаленные из пораженных объектов находились на расстоянии 750 морских миль, то есть около 1400 км.

Несмотря на значительные расстояния, которые разделяли авианосцы в Аравийском море и их цели, авиация ВМС смогла обеспечить круглосуточное присутствие в воздушном пространстве над Афганистаном не менее шести истребителей-бомбардировщиков. Стоит отметить, что этих показателей было бы невозможно достичь без использования самолетов-заправщиков ВВС.

Операция в Ираке — до пяти авианосцев единовременно

Авианосцы играли ключевую роль и во время военной операции в Ираке в 2003 году. Саудовская Аравия и Турция отказали США в праве использования своих военно-воздушных баз для нанесения ударов по Ираку, что возложило основное бремя военных действий на палубную авиацию. ВМС сосредоточили пять авианосцев для нанесения ударов по Ираку — два в восточной части Средиземного моря и три в Персидском заливе. Это позволило проводить полеты круглосуточно. Всего же в Мировом океане находилось 8 из 12 американских авианосцев.

Опыт операции в Ираке лег в основу принятия плана военно-морского реагирования, который предусматривает развертывание в случае кризиса максимального числа авианосцев в сжатые сроки. Изначально использовалась формула «6+2», то есть развертывание шести авианосцев в течение 30 дней и еще двух в течение 90 дней. В связи с сокращением числа авианосцев этот показатель был несколько скорректирован и заменен формулой «6+1». Опыт войны в Ираке также учитывался при переходе от авианосных боевых групп к авианосным ударным группам с сокращением числа кораблей, сопровождающих авианосец.

Видео

Автор

Артем Кузнецов

Новое на сайте