Самые мощные атомные ледоколы России

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

5 декабря 1957 года в СССР был спущен на воду первый в мире атомный ледокол. Судно получило название «Ленин». По этому случаю мы решили рассказать о самых мощных отечественных ледоколах.

Ледокол «Ленин»

Ледокол «Ленин» был построен в СССР для обслуживания Северного морского пути. Спуск на воду этого судна состоялся 5 декабря 1957 года. Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953–1955 годах. Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде.

Уникальность этого судна была такова, что к нему проявили интерес даже высокопоставленные лица зарубежных стран. Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывало множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов, питающих постоянным током три гребных электродвигателя, последние приводили в действие три гребных винта (два бортовых и один средний) особо прочной конструкции. В кормовой части была размещена взлетно-посадочная площадка для вертолетов ледовой разведки.

Водоизмещение ледокола составляло 16 тыс. тонн, длина — 134 метра. Мощность установки — 32,4 МВт.

За все время эксплуатации ледокол прошел 654 тыс. миль, из них во льдах — 563,6 тыс. миль. «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей.

Атомный ледокол «Ленин» стоит на швартовых бочках напротив набережной Красного Флота в Ленинграде. Фото 1959 года. Фото: Wikimedia Commons

Ледокол «Арктика»

Ледокол «Арктика» был вторым в мире атомным ледоколом. Кроме того, это судно стало первым, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Судно было заложено 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду был произведен 26 декабря 1972 года. С 1982 по 1986 год ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев».

Водоизмещение ледокола составляло 23,5 тыс. тонн, длина — 148 метров. Мощность установки составляла 56 МВт.

На ледоколе имелась возможность базирования вертолета и летного состава для проведения ледовой разведки. Судно было выведено из эксплуатации в августе 2008 года.


Фото: Wikimedia

«Севморпуть»

Ледокольно-транспортное судно «Севморпуть» было построено в Керчи на судостроительном заводе «Залив». Лихтеровоз был заложен 2 ноября 1984 года, спущен на воду 20 февраля 1986 года. Введен в строй в 1988 году. Судно предназначалось для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдаленные северные районы. «Севморпуть» оборудован атомной силовой установкой мощностью 29,4 МВт. Водоизмещение судна составляет 61,88 тыс. тонн, длина — 260,1 метра. «Севморпуть» был списан в 2012 году.

Ледокол «Таймыр»

Мелкоосадочный атомный ледокол «Таймыр» был введен в эксплуатацию в 1989 году. Он предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Строительство ледокола велось в Финляндии на судоверфи Wärtsilä. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде. Судно имеет водоизмещение 20 тыс. тонн, длину 152 метра. Мощность установки — 2 × 18,4 МВт. В настоящий момент ледокол эксплуатируется. Предполагаемое время вывода из эксплуатации — 2018 год.

Атомный ледокол «Таймыр» и танкер «Индига» около порта Дудинки.
Фото: Timur V. Voronkov/Wikimedia

ЛК-60Я

В настоящее время на Балтийском заводе ведется строительство нового ледокола класса ЛК-60Я. Он был заложен 5 ноября 2013 года. В эксплуатацию судно проекта 22220 должно быть введено в 2018 году.

Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику.

Водоизмещение судна составит 23 тыс. тонн, длина — 172,2 метра. Мощность — 60 МВт. Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелоководье, в руслах сибирских рек. Данная особенность позволяет заменить этими ледоколами как ледоколы типа «Арктика», так и типа «Таймыр».

Видео


ЛК-110Я

Ледоколы типа ЛК-110Я предназначены для обеспечения круглогодичной навигации Северного морского пути и проведения различных экспедиций в Арктику. В настоящее время ведется разработка конструкторской документации. Ожидаемый срок завершения — 2016 год. Водоизмещение судна составит 55,6 тыс. тон, длина — 206 метров. Мощность — 110 МВт. Планируется, что ледокол будет построен на Балтийском заводе.

Видео


Автор

Андрей Матвеев

Новое на сайте