Пять главных самолетов Туполева

14
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Ту-2. Фото: Wikimedia Commons

23 декабря 1972 года умер Андрей Николаевич Туполев — величайший советский авиаконструктор, отец российской авиации, генеральный конструктор СССР. Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов, включая спасение экипажа парохода «Челюскин», беспосадочный перелет Чкалова в США через Северный полюс, высадку научной экспедиции «Северный полюс» во главе с И Д. Папаниным. Мы решили вспомнить пять главных самолетов, разработанных благодаря усилиям А. Туполева. 

Видео


ТБ-1 (АНТ-4)

Первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Самолет был разработан за девять месяцев, а летом 1925 года был построен первый опытный образец. Этот легендарный самолет действительно стал «первым советским»: первый бомбардировщик советской конструкции, поступивший в серийное производство, первый отечественный бомбардировщик-моноплан, первый советский цельнометаллический бомбардировщик. Именно с его появлением фактически началось становление стратегической авиации в СССР. ТБ-1 обладал большой грузоподъемностью и довольно высокой скоростью — 178 км/ч, хорошей устойчивостью на всех режимах полета и несложной техникой пилотирования. Этот тяжелый бомбардировщик мог выполнять виражи с креном до 75 градусов. Самолет был рассчитан на пять-шесть человек: первый летчик, второй летчик, бомбардир и три стрелка. Функции одного из стрелков мог выполнять бортмеханик. На ТБ-1 были установлены мировые рекорды продолжительности полета с грузом, в 1929 году был совершен знаменитый перелет по маршруту Москва — Нью-Йорк общей протяженностью 21 242 километра. ТБ-1 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин», а в 1937 году летчик Ф.Б. Фарих совершил перелет по маршруту Москва — Свердловск — Иркутск — Анадырь — мыс Уэлен — Архангельск — Москва.


Фото: Wikimedia Commons

ТУ-2

Ту-2 (АНТ-58, самолет 103) — двухмоторный высокоскоростной дневной бомбардировщик времен Второй мировой войны, один из лучших фронтовых бомбардировщиков. По кодификации НАТО: Bat — «Летучая мышь». Разработка проекта самолета подобного класса началась в 1939 году, и первоначально предполагалось создание дальнего специализированного пикирующего бомбардировщика (проект 57). Но в ходе работ над проектом КБ постепенно сосредоточилось на создании скоростного фронтового пикирующего бомбардировщика. Первые серийные Ту-2 приняли участие в сражениях с немцами в 1942 году и применялись на фронте до 1944 года. Самолет выпускался серийно до 1952 года: было выпущено более 2,5 тыс. Ту-2, в частях его эксплуатация продолжалась до начала 60-х годов. На базе Ту-2 был разработан разведчик Ту-2Р с полноценной боевой нагрузкой. От серийных машин он отличался только наличием фотоаппаратов в фюзеляже. 

АНТ-42 (ТБ-7)

Серийный тяжелый бомбардировщик класса «летающая крепость», создавался практически одновременно с американским аналогичным бомбардировщиком Boeing В-17. АНТ-42 начал летать в 1936 году, его особенностью было наличие дополнительной силовой установки к основным четырем двигателям, которая использовалась для дополнительного наддува основных двигателей на высоте. Самолет имел прекрасные летно-тактические данные, которые превосходили данные первых вариантов американского В-17: максимальная скорость на высоте 8,6 тыс. метров — 430 км/ч, практический потолок — 11 тыс. метров, дальность полета с 2 тыс. килограммов бомб достигала 3 тыс. километров. Во время полета на высоте 10–11 тыс. метров самолет был почти неуязвим для истребителей противника, быстро набирал максимальную высоту полета, даже будучи загруженным горючим и бомбами, легко выполнял виражи с креном до 50 градусов в условиях, когда другие самолеты едва могли придерживаться курса. Во время войны АНТ-42 активно использовались в ВВС для ударов по дальним стратегическим целям противника, в частности, они бомбили Берлин, Кёнигсберг, Данциг, Хельсинки. После войны самолеты летали в полярной авиации. 

АНТ-42. Фото: Wikimedia Commons

АНТ-9

Первый серийный отечественный многомоторный магистральный пассажирский самолет. Прошел испытания в 1929 году. С полетной массой 5044 килограмма и с массой полезной нагрузки 1700 килограмм он показал максимальную скорость 209 км/ч. Высоту 1000 метров он набирал за 6,5 минуты, его практический потолок составил 3810 метров, а техническая дальность полета с пассажирами — 1000 километров. АНТ-9 обладал неплохим уровнем комфорта для пассажиров и высокой надежностью, что подтвердилось его активной эксплуатацией на внутренних и международных линиях. Например, с 1932 года самолет летал на трассе Москва — Берлин в советско-германской авиакомпании «Дерулюфт». Кроме того, АНТ-9 совершили несколько выдающихся для своего времени перелетов: в 1929 году на АНТ-9 под названием «Крылья Советов» состоялся скоростной европейский перелет по маршруту Москва — Травемюнде — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Варшава — Москва. Самолет пролетел 9037 километров за 53 летных часа и со средней скоростью 117 км/ч. На АНТ-9 зимой 1931 года состоялся первый советский перелет в Заполярье: полет проходил по маршруту Москва — Казань — Свердловск — Тобольск — Самарово — Обдорск. Всего было выпущено 66 самолетов этой серии.

АНТ-9. Фото: Wikimedia Commons

Ту-154

Трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, разработанный в 1960-х годах. Ту-154 стал самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом и основной «рабочей лошадкой» на воздушных линиях СССР, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России. В период с 1968 по 2013 год было выпущено 998 самолетов Ту-154 нескольких модификаций, основными из которых стали Ту-154Б и Ту-154М. Получил много прозвищ от пилотов: «полтинник», «туполь», «большая тушка», «Аврора». Первый полет на Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года. За время серийного производства — с 1968 по 1998 год — было выпущено 935 самолетов. Темп выпуска иногда достигал пяти машин в месяц. «Аэрофлот» стал использовать лайнер с 1972 года: первый регулярный рейс с пассажирами на борту состоялся по маршруту Москва — Минеральные Воды. Ту-154 летали во многие города СССР, а также в более чем 80 городов мира. Самолет эксплуатировался, помимо «Аэрофлота», в авиации Вооруженных сил СССР. 19 февраля 2013 года серийное производство Ту-154 было прекращено — на самарском авиационном заводе «Авиакор», который строил Ту-154 начиная с 70-х годов прошлого века, был выпущен последний самолет этой серии с заводским номером 998, данный борт передан Министерству обороны РФ. 


Фото: Florian Wamann/Wikimedia Commons

Прислал
Алексей Пухлов

Великого авиаконструктора во многом определяют его ученики и соратники.В полной мере это относиться и к Андрею Николаевичу.Пример этому представлен в данной статье. Дело в том,что самолет АНТ-42 или ТБ-7 проектировала и строила бригада инженеров под руководством главного конструктора Владимира Петлякова.Туполев осуществлял генеральное руководство по этому проекту. И в признание заслуг Петлякова в создании этого бомбардировщика-машина в серии получила название ПЕ-8. ПЕ-8 не уступал Б-17 (до мод.F и G) ни в чем,а по целому ряду характеристик превосходил его,уступал только по уровню комфорта экипажа, и числу выпущенных машин-79 единиц.

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работали

Алексей Пухлов, Андрей Матвеев

25 000 просмотров

24 декабря 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров

Новое на сайте