Десять интересных фактов о легендарном «кукурузнике»

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

7 января 1928 года совершил первый полет У-2, больше известный как «кукурузник». Легендарный самолет был разработан советским авиаконструктором Николаем Поликарповым. Позднее «кукурузником» стали называть небольшие советские одномоторные самолеты. Мы расскажем о десяти интересных фактах, связанных с легендарным «кукурузником».

Сельскохозяйственное название

По самой распространенной версии, название «кукурузник» произошло от того, что данные машины использовались для обрабатывания полей кукурузы, так как растения высотой около 2 метров с помощью наземной техники обрабатывать было проблематично. Другая версия — название пошло от низкого, бреющего полета — практически на высоте кукурузы. Кроме того, считалось, что самолет мог приземлиться практически везде, в том числе и на обрабатываемые им же кукурузные поля.

Прислала
Наталья Гребнева

Обучающий самолет

В середине 1920-х годов в СССР возникла необходимость в самолете «первоначального обучения», что и привело к созданию У-2.

Испытания, которые проводил легендарный летчик Михаил Михайлович Громов, показали великолепные летные качества У-2. «Все фигуры за исключением штопора самолет делает нормально, что же касается штопора, то ввод самолета в таковой труден, выход же из штопора очень легкий», — отмечалось в кратком отчете Громова.

Тысячи летчиков получили на этом самолете «путевку в небо». Он обладал прекрасными пилотажными качествами. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика.

Массовость

У-2 являлся одним из самых массовых самолетов в мире. Общее число произведенных самолетов превышало 40 тыс. Сравниться с У-2 может только американский «Цессна-172» (построено свыше 43 тыс. самолетов). У-2 сыграл большую роль в истории отечественной и мировой авиации. На этой машине учились летному делу десятки тысяч летчиков. Как и автомат Калашникова, У-2 был дешевым в производстве и неприхотливым в эксплуатации.

Прислала
Наталья Гребнева

Пролетая между березами

Пилотажные качества У-2 были уникальными. Он с трудом входил в штопор и выходил из него с минимальным запаздыванием. Рассказывают, что однажды легендарный пилот Валерий Чкалов у земли развернул «кукурузник» по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев.

Мягкая посадка

Благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам самолет мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные. Кроме того, даже после остановки двигателя самолет продолжает планировать и может приземлиться достаточно мягко.

Типичный биплан

По схеме самолет У-2 — типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью всего лишь 100 лошадиных сил. Аналогичную мощность имеют многие современные легковые автомобили. Перед первым полетом испытатель Михаил Громов шутил, показывая на двигатель самолета, что в нем не лошадиные силы, а скорее собачьи. При этом для своего времени «кукурузник» был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации.

Прислала
Наталья Гребнева

Многофункциональность

Самолет имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве (обрабатывание кукурузных и других полей), связи и других областях. Существовали штабные и санитарные «кукурузники», модификации, предназначенные для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые (способные взлетать и приземляться на водную поверхность) и многие другие.

Беспокоящие налеты

У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налетов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника. Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определенный эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на темное время суток и примитивные средства прицеливания. Сбить самолет было трудно — он летал почти бесшумно. После сброса бомб бомбардировщик старался быстро уйти, набирая максимальную скорость.

Фашистские солдаты называли эти самолеты, доставлявшие им массу хлопот, «Kaffeemühle» (кофемолка) и «Нaltsnähmaschine» (швейная машина).

Связь и разведка

На войне «кукурузник» в основном использовался в качестве разведчика и самолета связи. Также имелся и санитарный вариант. Благодаря способности взлетать с любой площадки самолет широко применялся при работе с партизанами. Кроме того, самолеты У-2 использовались также для сброса с парашютом небольших диверсионных и разведывательных групп и одиночек.

Прислала
Наталья Гребнева

Кукурузник в культуре

Самолетам У-2 и их пилотам посвящены многие советские и некоторые российские фильмы: «Интриган» (1935), «Летчики» (1935), «Если завтра война» (1938)., «Небесный тихоход» (1945), «В бой идут одни “старики”» (1973), «И ты увидишь небо» (1978), «В небе “Ночные ведьмы”» (1981), «Пилоты» (1988), «Ночные ласточки» (2013), «Истребители» (2013)

Прислал
Алексей Громыкин

архитектор

самолет без преувеличения легендарный.. на нем не одно поколение летчиков уже обучение проходило.

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работали

Алексей Громыкин, Наталья Гребнева, Андрей Матвеев

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Рафаєль В. Макаров 7 января 2014, 07:33

Самое интересное, что его и сейчас можно использовать в аэроклубах для обучения. А что? Прост как пять копеек, но манёвренный. Скорость небольшая. Естественно, что для работы на сложной технике нужны специальные тренажёры, но для освоения азов - пожалуйста.

Мирада Ванова 7 января 2014, 08:49

Хорошая машина! Достойна уважения!

Отмечено
редакцией

Алексей Громыкин 7 января 2014, 08:56, Изменено: 7 января 2014, 22:19

самолет без преувеличения легендарный.. на нем не одно поколение летчиков уже обучение проходило.

Виталий Яровой 7 января 2014, 09:57

Вот же талант у конструктора был! Аппарат, который запомнился на века изобрести не каждый способен.

Станислав Захаркин 7 января 2014, 10:15

Умели же раньше технику придумывать... И надежную, и качественную, и эффективную. И автомат Калашникова и "кукурузник тому живое подтверждение. Сейчас таких выдающихся изобретение как эти в современной России и нет.

Добавить комментарий

Новое на сайте