Пять самых серьезных воздушных происшествий с ядерными бомбами

23
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Boeing B-52G. Фото: Wikimedia Commons

21 января 1968 года на борту самолета-бомбардировщика B-52 ВВС США с четырьмя термоядерными бомбами произошел пожар. Экипаж успел эвакуироваться, а неуправляемый самолет разбился неподалеку от американской военной базы в Туле в Гренландии. Этот инцидент вызвал огромный резонанс, во-многом по причине той секретности, с которой велись поиски обломков. До сих точно неизвестно, что стало с последней из четырех бомб, находившихся на B-52. Мы решили вспомнить пять самых серьезных воздушных инцидентов, связанных с ядерными боезарядами.

Авиакатастрофа над базой Туле

С 1961 года Соединенные Штаты развернули программу «Хромовый купол», заключавшуюся в постоянном боевом патрулировании воздушных границ стратегическими бомбардировщиками с термоядерным оружием на борту, готовыми нанести удар по целям на территории СССР. Потерпевший крушение бомбардировщик как раз выполнял очередное патрулирование в районе базы Туле в Гренландии. Полет проходил без происшествий, однако вскоре на борту произошло возгорание, кабина заполнилась дымом до такой степени, что пилоты не могли различать показания приборов. Командир корабля, поняв, что посадить машину не удастся, приказал экипажу покинуть самолет. Неуправляемый бомбардировщик рухнул на покрытый льдом залив примерно в 11 километрах от военной базы. И хотя при ударе ядерного взрыва не произошло, все четыре бомбы были повреждены и радиоактивные компоненты, включая плутоний, уран, америций и тритий, оказались разбросаны по большой территории. Часть документов, связанных с крушением, была рассекречена лишь в 1995 году. Катастрофа вызвала серьезный кризис в датско-американских отношениях, так как еще в 1957 году Дания объявила всю территорию королевства безъядерной зоной. Сразу после происшествия министр обороны США запретил полеты с ядерным оружием на борту. Инцидент был отнесен к категории «Сломанная стрела» — этот код обозначал происшествие с ядерным оружием, не создающее угрозу войны. В марте 2009 года журнал Time включил инцидент в список наиболее серьезных ядерных катастроф. Впоследствии в прессе появлялись основанные на рассекреченных документах сообщения о том, что в ходе поисковых работ были обнаружены обломки только трех из четырех бомб, находившихся на борту, а судьба четвертой остается неизвестной.

Аэрофотосъемка места катастрофы. Черное пятно — лед, потемневший из-за горящего топлива. Место падения — вверху.
Фото: Wikimedia Commons

Авиакатастрофа над Паломаресом

Авиакатастрофа, в которой погибли семь человек и были потеряны четыре термоядерные бомбы, произошла 17 января 1966 года в небе над испанским городом Паломарес, когда американский стратегический бомбардировщик B-52 столкнулся с танкером KC-135 во время дозаправки в воздухе. Три из семи бомб были найдены сразу, четвертая — через два месяца. Две бомбы, упавшие неподалеку от Паломареса, разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Инцидент также был включен журналом Time в список наиболее серьезных ядерных катастроф: вся юго-восточная часть средиземноморского побережья Испании могла превратиться в радиоактивную пустыню. Катастрофа привела к серьезному дипломатическому кризису и к прекращению полетов американских бомбардировщиков с ядерным оружием над Европой и Средиземноморьем. США провели очистку зараженной территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов. В том же году испанский чиновник Мануэль Фрага Илибарн и американский посол Ангьер Бидл Дюк искупались в море в месте обнаружения одной из бомб, чтобы продемонстрировать его безопасность.

Оболочки двух термоядерных бомб B28 из Паломареса находятся в Национальном музее ядерной науки и истории в Альбукерке, Нью-Мексико.
Фото: Wikimedia Commons

Столкновение над островом Тайби

5 февраля 1958 года над островом Тайби неподалеку от побережья штата Джорджия (США) произошло столкновение бомбардировщика В-47 с истребителем, результатом которого стал вынужденный сброс в океан водородной бомбы, которая была обнаружена лишь в 2004 году, однако до сих пор не поднята со дна залива Уоссо к югу от курортного города Тайби-Айленд. Водородная бомба Mark 15 весом 3,5 тыс. килограммов находилась в отсеке бомбардировщика. Если верить официальному отчету ВВС США, она не представляет серьезной угрозы, так как боевая капсула в ней была заменена на учебную. Однако письмо помощника министра обороны США в конгресс, написанное в 1966 году и рассекреченное в 1994-м, говорит о том, что бомба содержала полностью собранную боеголовку с плутонием.

Водородная бомба Mark 15.
Фото: Wikimedia Commons

Авиакатастрофа над Юба-Сити

Инцидент над Юба-Сити случился 14 марта 1961 года после внезапной разгерметизации кабины пилотов на борту стратегического бомбардировщика B-52F с двумя термоядерными бомбами W39. Экипажу пришлось экстренно катапультироваться. Последним борт покинул капитан, который старался как можно дальше увести самолет от населенных районов. Самолет упал в 30 километрах от города Юба-Сити в Калифорнии. При эвакуации никто из членов экипажа не пострадал. Защитные устройства бомб предотвратили взрыв, и радиоактивного заражения местности при ударе не произошло.

Boeing B-52 Stratofortress.
Фото: Wikimedia Commons

Авиакатастрофа под Голдсборо

Этот инцидент произошел 24 января 1961 года, когда стратегический бомбардировщик B-52G с двумя термоядерными бомбами W39 на борту разрушился в воздухе. Самолет выполнял патрулирование побережья в районе Северной Каролины в рамках операции Coverall по отработке повышенной боевой готовности стратегических подразделений вооруженных сил США. Над городом Голдсборо бомбардировщик должен был дозаправиться в воздухе, но при сближении с танкером командир самолета обнаружил утечку горючего. Дозаправка была отменена, а самолет ушел в зону ожидания над океаном, чтобы выработать излишки топлива перед аварийной посадкой. Вскоре течь усилилась, и самолет потерял 17 тыс. килограмм топлива в течение трех минут. Бомбардировщик получил приказ заходить на посадку на аэродроме возле Голдсборо. При экстренном снижении самолет начал разрушаться, и экипажу было приказано покинуть падающий бомбардировщик. Пять членов экипажа выжили, один погиб при приземлении с парашютом и еще двое при падении самолета. На высоте примерно 3 тыс. метров из бомбардировщика выпала первая ядерная бомба Mark 39 mod 2, а на высоте 610 метров — вторая. У одной из бомб раскрылся парашют, и она приземлилась практически неповрежденной, однако из рассекреченных в 90-е годы документов стало известно, что при падении три из четырех предохранительных устройств отключились, приведя бомбу в боевую готовность. По оценке военных, если бы ядерный заряд сработал, под радиационное поражение попала бы большая часть Восточного побережья США, включая Вашингтон, Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк. Лишь благодаря последнему из четырех предохранительных механизмов бомбы — низковольтному переключателю —удалось избежать ядерной катастрофы. Одна бомба упала в болотистой местности и глубоко зарылась в грунт. Позднее в целях безопасности инженерные войска США выкупили участок предполагаемого нахождения бомбы. Мощность каждой из двух бомб в 260 раз превосходила мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Одна из бомб Mark 39. На фото виден парашют. Фото: Wikimedia Commons

На месте падения одной из бомб.
Фото: Wikimedia Commons

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

25 000 просмотров

22 января 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров

2 комментария к материалу.

Анатолий Новиков 21 января 2014, 16:41

Сейчас у них ещё хлеще - операторы-наркоманы у ракетного пульта....

Рафаєль В. Макаров 21 января 2014, 19:45

Хорошо, что тогда ни один ядерный заряд не взорвался. Хиросима, Нагасаки и наш Чернобыль вместе взятые показались лишь детской шалостью.

Добавить комментарий

Новое на сайте