Пять самых известных «железных тружеников» блокадного Ленинграда

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: РИА Новости

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Сегодня официально этот день именуется как День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. 872 трагических дня пришлось пережить его жителям. Все это время люди боролись за свое существование, перенося голод и холод. К сожалению, многие из них не дожили до конца блокады. Мы решили рассказать о нескольких «железных тружениках» блокадного Ленинграда, помогавших его жителям в столь трудное время.

ГАЗ-АА

Этот автомобиль сыграл важную роль во время блокады Ленинграда. Он доставлял продовольствие в блокадный Ленинград по Дороге жизни. На шоссе ГАЗ-АА разгонялся до 70 км/ч и мог перевозить до 1,5 тонны груза, поэтому эту машину часто называют полуторкой. Первая автоколонна из 60 ГАЗ-АА пошла по льду 22 ноября 1941 года. Для полуторок были изготовлены прицепные сани, благодаря которым машины ГАЗ-АА за один рейс могли перевозить до 2 тонн груза. Позже стали использоваться автомобильные одноосные и двухосные прицепы. Скорость движения по льду была установлена до 20 км/ч. Героически показали себя водители 1-й роты 390-го ОАТБ. Им удавалось совершать не менее трех рейсов в день, доставляя по 7–8 тонн груза в сутки.


ЗИС-5

Вместе с ГАЗ-АА по Дороге жизни ездил автомобиль ЗИС-5. Трехтонные «захары» ЗИС-5 вышли на Ладожское озеро в первых числах декабря, когда лед окреп. ЗИС-5 был менее прихотливым: любую поломку можно было устранить на месте подручными средствами. Двигаться приходилось под постоянным артиллерийским обстрелом и бомбежками авиации, по ночам, с выключенными фарами. Нередко машины проваливались под лед в образованные снарядами полыньи и водители гибли в ледяной воде. В первую блокадную зиму, с 22 ноября 1941 по 24 апреля 1942 года, в город по ладожскому льду было доставлено более 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия, а из города на Большую землю эвакуировано около 540 тыс. человек.

Снегоочиститель ДАК-5 на грузовике ЗИС-5 обслуживал ладожский зимник.  Фото: филиал ЦВММ «Дорога жизни» в Осиновце

Трамваи МС-1

В декабре 1941 года в блокадном Ленинграде прекратилась подача электроэнергии и трамваи встали прямо на улицах заснеженного города. Но уже 15 апреля 1942-го на линию вышел пассажирский трамвай. К концу месяца трамвай стал ходить по пяти маршрутам. На маршруты вышли 116 трамвайных поездов, которые выпускали в самом же Ленинграде на Кировском заводе. Трамвай МС-1 стал символом борьбы за жизнь осажденного города. Для городской инфраструктуры трамвай был незаменим: грузовые составы возили оборудование, продукты, топливо и сырье для заводов, фронта и горожан.


Фото: electrotrans.spb.ru

Эу 708-64

7 февраля 1943 года в еще осажденный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Состав провела бригада паровоза Эу 708-64 депо Волховстрой в составе машиниста И.П. Пироженко, помощника машиниста В.С. Дятлева и кочегара И.А. Антонова. Поезд доставил в осажденный Ленинград 800 тонн продовольствия.

Железная дорога была построена в январе 1943 года в рекордные сроки — за 18 дней — на участке от Шлиссельбурга до Полян общей протяженностью 33 километра с ледовой эстакадой через Неву. Это дало возможность регулярно до снятия блокады доставлять в Ленинград жизненно важные грузы: боеприпасы и продовольствие.

Первый поезд с продовольствием в Ленинград проходил в 3–4 километрах от немецких артиллерийских позиций. Железнодорожники называли этот путь «коридором смерти».

Сначала по Шлиссельбургской железной дороге проходило 2–3 пары поездов в сутки. Для увеличения ее пропускной способности и увеличения поставок в осажденный Ленинград была применена технология движения поездов караванным способом: одну ночь — в Ленинград, другую — из Ленинграда. Интервал между поездами с 20–30 минут был сокращен до 3–5 минут, что дало возможность за ночь пропускать в одну сторону от 16 до 25 поездов.

Железная дорога Шлиссельбург — Поляны работала до 10 марта 1944 года. За это время по ней было проведено 5440 поездов. Вместе с Дорогой жизни она вошла в историю Великой Отечественной войны как Дорога победы.


Фото: rzdtv.ru

Ли-2

На Ли-2 (ПС-84) в блокаду доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград. Командование ВВС Ленинградского фронта выделило для обслуживания транспортной авиации несколько аэродромов под Ленинградом и на восточном берегу Ладожского озера. Пока транспортные самолеты базировались на ближних к Ленинграду аэродромах, экипажи совершали по 5–6 рейсов в день. Но из-за частых бомбардировок и артиллерийских обстрелов аэродромов, расположенных на окраинах города и в пригороде, транспортную авиацию пришлось перегнать на восточный берег Ладожского озера, откуда удавалось производить лишь 2–3 рейса.

Экипажи транспортных самолетов в любую погоду, при отсутствии видимости, при сильном ветре, интенсивном обледенении бесперебойно доставляли грузы в осажденный город. В тот период были опрокинуты все прежние технические нормы загрузки самолетов. Вместо 1,6 тонны, как предписывалось в инструкции по эксплуатации самолетов, на борт брали до 3 тонн.

Самолет ПС-84 доставил рабочих Кировского завода на Большую землю.
Фото: blokada.otrok.ru

Автор

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

7 января 2016
10 000 просмотров

1 комментарий к материалу.

Виталий Хованский 20 февраля 2014, 18:53

Вспоминая блокаду и осады, начинаешь задумываться о ненадежности городской жизни. Даже не обязательно война, а, к примеру природный фактор, может послужить изоляцией города от продуктов, электричества и других ресурсов. При этом через небольшой промежуток времени немалая часть городского населения превратится в зверей и мародеров, забывших о законах и гуманизме.

Добавить комментарий

Новое на сайте