Семь перспективных истребителей пятого поколения

114
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Т-50. Фото: Vitaly V. Kuzmin/Wikimedia Commons

29 января 2010 года совершил свой первый полет российский многоцелевой истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Ожидается, что этот самолет будет принят на вооружение ВВС России в 2016 году. ПАК ФА будет отличаться малой заметностью, способностью взлета и посадки на укороченных взлетно-посадочных полосах, возможностью использования широкого спектра вооружений, в том числе высокоточного оружия. Мы решили рассказать об этом истребителе и его основных конкурентах.

Т-50 (ПАК ФА)

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения ПАК ФА призван заменить истребители Су-27 и МиГ-29, разработанные еще в 70-х годах. Среди требований, выдвинутых к этому самолету, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне, способность взлета и посадки на укороченных взлетно-посадочных полосах, возможность использования широкого спектра вооружений, способность сверхзвукового полета без форсажа и сверхманевренность.

Работы над проектом начались в 2002 году. Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Полет продолжался в течение 45 минут. На разработку самолета на первом этапе было выделено 30 млрд рублей. Ожидается, что ПАК ФА будет в 2,5–3 раза дешевле зарубежных аналогов.


Фото: Vitaly V. Kuzmin/Wikimedia Commons

Точные характеристики самолета пока остаются неизвестными. По некоторым данным, длина нового самолета составляет 19,4 метра, размах крыла — 14 метров, а высота — 4,8 метра. Согласно некоторым источникам, максимальная взлетная масса нового самолета составляет 37 700 килограммов, а максимальная дальность полета — 5500 километров. В то же время в январе прошлого года сообщалось, что самолет совершил свой самый дальний полет протяженностью 7000 километров.

Т-50 способен развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, может маневрировать с большими перегрузками. В кабине установлено катапультное кресло пятого поколения, которое по ряду параметров превосходит предыдущие кресла. В истребителе широко использованы композиционные материалы (25% веса пустого самолета, по площади поверхности — 70%), что позволило сделать истребитель более легким. Масса пустого самолета составляет 18 500 килограммов. В Т-50 применены радиопоглощающие материалы, снижающие силу отражаемых сигналов. Предельная скорость на высоте составляет 2600 км/ч. Практический потолок — 20 000 метров.


Фото: Dmitry Zherdin/Wikimedia Commons

F-22 Raptor

F-22 в настоящее время является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. Разрабатывать самолет в США начали еще 1986 году. Первый полет состоялся 29 сентября 1990 года, а эксплуатироваться он стал только в 2005 году.

В F-22 широко применены технологии снижения заметности. Для обеспечения малозаметности штатное вооружение спрятано во внутренних отсеках, хотя самолет имеет и внешние подвески для установки боекомплекта. В самолете широко использованы полимерные композиционные материалы. Их доля, по некоторым данным, доходит до 60%. Проектирование самолета велось с учетом требований боевой живучести. F-22 оборудован двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолета в инфракрасном диапазоне.

F-22. Фото: Rob Shenk/Wikimedia Commons

F-22 вооружен 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, ракетами класса «воздух — воздух»: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder, а также корректируемыми бомбами JDAM и управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB — GBU-39.

Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

Самолет F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении, в мире. Себестоимость производства одного самолета оценивается в 146,2 млн долларов.

Длина самолета составляет 18,90 метра, размер крыла — 13,56 метра, высота — 5,09 метра. Масса пустого истребителя составляет 19 700 килограммов, максимальная взлетная масса — 38 000 килограммов. Максимальная скорость F-22 — 2570 км/ч.

F-22. Фото: Wikimedia Commons

F-35 Lightning II

F-35 Lightning II из-за множества технических проблем пока еще не принят на вооружение ВВС США. Разработка этого самолета началась в 2001 году. На эти цели было потрачено 56 млрд долларов. 15 декабря 2006 года самолет совершил первый полет.

На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Одна из модификаций самолета может совершать вертикальный взлет и посадку. Предусмотрен вариант для размещения на авианосцах. F-35 может нести различное вооружение. Самолет может нести ракеты класса «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM, корректируемые бомбы JDAM весом до 910 килограммов, кластерные бомбы WCMD, управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone. Самолет будет иметь возможность нести два ядерных боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибром 25 миллиметров.

Длина истребителя составляет 15,7 метра, размах крыла — 10,7–13,1 метра (в зависимости от модификации), высота — 4,38–4,48 метра. Масса пустого — 13 290–15 785 килограммов. Максимальная взлетная масса — 31 750 килограммов. Максимальная скорость — около 1900 км/ч. Практический потолок — 18 200 метров.

F-35C.
Фото: Wikimedia Commons

Mitsubishi ATD-X Shinshin

Япония также ведет разработку истребителя пятого поколения. Первый полет Mitsubishi ATD-X Shinshin должен будет совершить в 2015 году. Разработка истребителя началась в 2004 году. В 2006 году начались испытания дистанционно управляемого уменьшенного прототипа в масштабе 1:5. В 2007 году, после отказа США продать Японии истребитель пятого поколения F-22, правительство Японии приняло решение о постройке полноразмерных летных экземпляров ATD-X.

Самолет построен с применением стелс-технологий и использует композиционные материалы. Истребитель будет иметь два турбореактивных двигателя и сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

ATD-X. Фото: Hunini/Wikimedia Commons

Chengdu J-20

Китайский истребитель пятого поколения должен поступить на вооружение в 2017 году. Разработка самолета началась в 2002 году. Первый полет состоялся 11 января 2011 года. По сообщениям СМИ, на J-20 установлены российские двигатели для истребителей четвертого поколения АЛ-31ФН. Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. J-20 имеет большое количество похожих элементов от F-22 и F-35, а также от МиГ 1.44. Длина истребителя составляет 20,3 метра, размах крыла — 12,88, высота — 4,45 метра. Масса пустого самолета — 17 000 килограммов. Максимальная взлетная масса — 36 300 килограммов. Практический потолок —20 000 метров.

J-20. Фото: Bzuk/Wikipedia Commons

TF-X

Решение о разработке истребителя пятого поколения Турция приняла в 2010 году. В настоящее время ведутся работы над проектом самолета TF-X, который должен будет совершить первый полет в 2023 году. Истребитель разрабатывается турецкой компанией TAI. TF-X будет малозаметным, ракеты будут спрятаны внутри корпуса. Самолет предполагается защитить бронеплитками на основе соединений бора, что также может удешевить стоимость производства.

Сейчас рассматриваются проекты как с одним двигателем, так и с двумя. Возможно, истребители получат двигатели General Electric или Eurojet. Стоимость программы TF-X оценивается в 80 млрд долларов, однако она возрастет до 120 млрд долларов, если Турция решит разрабатывать двигатели для самолетов самостоятельно.

Видео


AMCA

В Индии также ведется разработка истребителя пятого поколения. Проект получил название AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft). Работы начались в 2008 году. Индийское агентство Aeronautical Development Agency уже продемонстрировало уменьшенную копию истребителя на выставке Aero India 2013. Первый полет, как ожидается, состоится в 2020 году. Длина самолета должна будет составить 13,2 метра, размах крыла — 8,2, высота — 4,4 метра. Масса пустого AMCA будет достигать 18 тонн. Максимальная взлетная масса должна составить 24 тонны. Практический потолок — 15 000 метров. Максимальная скорость — 1,8 Маха.

AMCA. Фото: Johnxxx9/Wikimedia Commons

Видео


Автор

Андрей Матвеев

25 000 просмотров

29 января 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров

2 комментария к материалу.

Андрей Зыков 29 января 2014, 23:20

Красивые "птички", но уж больно дорогие и какие-то... пластмассовые. Да и концептуально они мало чем отличаются. Возможно, что 5 поколение станет последним, когда самолетам еще требуется пилот, сидящий внутри. Грядет эпоха беспилотной техники и вот там уже будет разнообразие форм, размеров, материалов и задач.

Виталий Хованский 20 февраля 2014, 17:59

Что "пластмассовые" - очень даже неплохо. Да и таким пилот, в принципе, не обязателен, что удешевит конструкцию - не понадобятся системы жизнеобеспечения.

Добавить комментарий

Новое на сайте