Семь легендарных советских летчиц

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова, 1938 год. Фото: Алексей Межуев/Фотохроника ТАСС

31 января 1910 года, согласно официальной версии, в Харькове родилась Валентина Степановна Гризодубова — первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчица, участница Великой Отечественной войны и Герой Социалистического Труда. Дочь изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова, Валентина уже в 2,5 года поднялась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов. В честь ее дня рождения мы решили вспомнить семь легендарных советских летчиц. 

ВАЛЕНТИНА ГРИЗОДУБОВА

Валентина с самого детства была увлечена небом и полетами. Студенткой Харьковского технологического института она зачисляется в первый набор Харьковского центрального аэроклуба, который будущая летчица успешно закончила за три месяца. Так как возможностей продолжать обучение летному делу в Харькове не было, Гризодубова, бросив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, после чего начала работать летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе, затем инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934–1935 годах Валентина в качестве летчика агитэскадрильи имени Максима Горького облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1937 году Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета, а через год возглавила экипаж самолета «Родина», который совершил беспосадочный перелет из Москвы в Комсомольск-на-Амуре, пролетев 6450 километров за 26 часов 29 минут, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.

Фото: Wikimedia Commons

С началом Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова была назначена командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолеты которого летали в тыл к партизанам. К маю 1943 года на самолете Ли-2 она лично совершила около 200 боевых вылетов, включая 132 ночных, на бомбардировку вражеских объектов и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов.

После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где трудилась почти 30 лет. Подразделение НИИ-17 (институт приборостроения), возглавляемое Гризодубовой, проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для военно-воздушных сил и гражданской авиации. Летчица лично принимала участие в полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда за многолетний доблестный труд. Именем летчицы названы улицы во Владивостоке, Екатеринбурге, Жуковском, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Смоленске, Ставрополе и Ростове-на-Дону.

ПОЛИНА ОСИПЕНКО

Известная советская летчица и Герой Советского Союза родилась в 1907 году в селе Новоспасовка, которое теперь носит ее имя, и пристрастилась к авиации благодаря своему первому мужу, военному летчику. Он подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую Осипенко окончила в 1933 году. Став командиром звена в истребительной авиации, летом 1937 года летчица побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск, ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой. Осипенко была вторым пилотом самолета «Родина», на котором 24–25 сентября 1938 года вместе с В. Гризодубовой и М. Расковой совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток. За этот полет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. После этого рекордного перелета Осипенко работала инструктором по технике пилотажа, обучала пилотов-истребителей. Летчица погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов, отрабатывая полеты вслепую. Похоронена в Москве у Кремлевской стены.

Фото: Wikimedia Commons

МАРИНА РАСКОВА

Советская летчица-штурман, майор, также удостоенная звания Героя Советского Союза, пришла в авиацию в 1932 году: Раскова работала в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. А в 1934 году, окончив Ленинградский институт гражданского воздушного флота, стала штурманом. Начала работать в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1. Во время знаменитого рекордного перелета из Москвы в Комсомольск-на-Амуре при вынужденной посадке по приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. За этот перелет, помимо звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, Расковой был выдан знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда».

Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова, используя свою известность, добивалась разрешения создавать женские боевые части. В октябре 1941 года она сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного, который получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Сама Раскова была назначена командиром 587-го женского авиационного бомбардировочного полка. Погибла летчица 4 января 1943 года при исполнении служебных обязанностей во время перелета в сложных метеоусловиях на фронт после переформирования. Похоронена в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.

Фото: Wikimedia Commons

ЕВДОКИЯ БЕРШАНСКАЯ

Советская летчица и участник Великой Отечественной войны прославилась тем, что во время войны в 28 лет возглавила 588-й женский ночной бомбардировочный полк, который под ее командованием сражался до окончания войны, принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях под Берлином. Летчицами было совершено 24 тыс. боевых вылетов. Его атаки были так удачны и точны, что немцы прозвали женщин-летчиц «ночными ведьмами». За мужество и отвагу в боях за Родину 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 250 человек личного состава полка дважды и трижды награждены орденами и медалями. А сама Бершанская лично произвела 28 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника и стала единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским, на всех должностях в части служили только женщины. После войны летчица работала в Комитете советских женщин и в Комитете ветеранов войны.

ИРИНА СЕБРОВА

Командир звена знаменитых «Ночных ведьм», гвардии старший лейтенант, окончила в 1938 году московский аэроклуб, в 1940 году — Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Работала летчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе Москвы, выпустив за два года работы несколько групп курсантов. В 1942 году Себрова, уже достаточно опытный летчик, окончила курсы при военной авиационной школе пилотов, после которых была отправлена на фронт. В 1944 году летчица стала командиром звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершив в полку больше всех вылетов — 1004, в том числе 825 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, при освобождении Могилева, Минска, Гродно, за что ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны летчица работала в Московском авиационном институте.

ВАЛЕРИЯ ХОМЯКОВА

Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком-инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин-летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.

ЛИДИЯ ЛИТВЯК

Герой Советского Союза, летчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве и уже в 14 лет поступила в аэроклуб, а в 15 выполнила первый самостоятельный полет. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов она стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела выпустить 45 курсантов. В начале войны, узнав, что знаменитая летчица Марина Раскова набирает женские авиаполки, Литвяк задалась целью получить назначение в ее авиагруппу. Приписав к имевшемуся налету 100 часов, летчица получила назначение.

Свои первые боевые вылеты Литвяк совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налетов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов с важными грузами. Литвяк стала самой результативной женщиной-авиатором Второй мировой войны, совершив около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично шесть самолетов и один аэростат наблюдения, еще шесть самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. В 1943 году Литвяк вручили новую боевую награду — орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда». Во время вылетов над Сталинградом на капоте самолета Лидии по ее просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище Белая Лилия Сталинграда, позже «Лилия» стала радиопозывным летчицы.

В апреле 1943 года популярный журнал «Огонек» поместил на обложке фото Лидии Литвяк и Екатерины Будановой с пояснением: «12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».

1 августа 1943 года в неполные 22 года Литвяк погибла в бою над Миус-фронтом. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевки Шахтерского района. Указом президента СССР от 5 мая 1990 года летчица была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Прислала
Тамара Медведева

честный пенсионер

Да, были люди.. не гламурные красотки на мерседесах и шикарных виллах, не фотомодели и звёзды киносериалов, а настоящие ЛЮДИ — с большой буквы.

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работали

Тамара Медведева, Андрей Матвеев

2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Тамара Медведева 31 января 2014, 01:36, Изменено: 31 января 2014, 13:53

Да, были люди.. не гламурные красотки на мерседесах и шикарных виллах, не фотомодели и звёзды киносериалов, а настоящие ЛЮДИ - с большой буквы.

Рафаєль В. Макаров 31 января 2014, 07:12

Патриотизм и мужество - не признак мужского пола. Женщины - военные лётчицы - показали это. Да и не только лётчицы. Сколько женщин-санинструкторов погибло в великую отечественную войну, спасая раненых солдат. Про тыл говорить не приходится.

Добавить комментарий

Новое на сайте