30 января 1934 года был дан старт полету стратостата «Осоавиахим-1», который закончился трагически. Стратостат — свободный аэростат, предназначенный для полетов в стратосферу, то есть на высоту более 11 километров. Подняться на такую высоту было делом не только сложным, но и опасным. Мы расскажем о семи трагических эпизодах в истории советской стратонавтики.
«Осоавиахим-1»
Этот стратостат был создан в 1933 году в Ленинграде. Он стал первым аппаратом, которому удалось достичь высоты 22 километра над уровнем моря. Однако полет завершился катастрофой, всё оборудование стратостата было разбито, члены экипажа погибли.
Еще при окончании строительства были обнаружены недостатки в конструкции единственного люка гондолы стратостата. Причиной катастрофы считается чрезмерно возросшая скорость снижения с высоты 12 километров, вызвавшая разрыв строп и отрыв гондолы. По мере спуска оболочка и газ в ней охлаждались, что вызвало уменьшение подъемной силы. Резко увеличилась скорость спуска. Крепления гондолы не выдержали резкого толчка, гондола оторвалась, стратонавты не успели что-либо предпринять. Сила удара «Осоавиахима-1» о землю была очень велика, все члены экипажа погибли. Участникам полета были присвоены звания Героев Советского Союза.
«СССР-2»
В мае 1934 года был сооружен гигантский стратостат «СССР-2» объемом 300 тыс. кубических метров. В качестве материала для оболочки выбрали парашютный шелк — ткань более легкую и прочную, чем применявшийся ранее перкаль. Учитывая огромный объем оболочки, все очень торопились, чтобы начать подъем рано утром, когда обычно бывает штиль. На московском Центральном аэродроме располагалась гигантская оболочка, а вокруг 1000 баллонов со сжатым водородом.
Началось наполнение оболочки. Масса шелковой прорезиненной ткани при шевелении заряжалась электричеством, и произошло возгорание. В итоге всего за пять минут огонь полностью уничтожил стратостат. К счастью, обошлось без человеческих жертв.
«СССР-1-бис»
26 июня 1935 года стратостат «СССР-1-бис» поднялся на рассвете в 5:25 из Кунцево. Подъем проходил несколько быстрее обычного. Затем начался спуск. После отметки 15 000 метров скорость спуска резко возросла. Стало ясно, что из оболочки идет утечка водорода. Гондолу трясло и мотало из стороны в сторону. После аварийного сброса балласта скорость снижения несколько уменьшилась, но все же оставалась угрожающе большой. Командиром был отдан приказ участникам полета прыгать с парашютом. Они прыгнули, и стратостат уменьшил скорость снижения. Гондола мягко коснулась земли, а оболочка легла по ветру. Однако научная аппаратура оказалась повреждена.
Спуск стратостата произошел у деревни Труфаново, под Тулой. За успешное выполнение ответственного задания, за мужество и отвагу, проявленные во время полета и при спуске в трудных условиях, экипаж стратостата был награжден орденами Ленина.
«Осоавиахим-2»
Этот стратостат был построен в 1937 году. Это был один из лучших по оснащенности стратостатов своего времени. Планировалось, что «Осоавиахим-2» должен побить мировой рекорд высоты в 22 050 метров, установленный американцами в ноябре 1935 года.
Однако в первые же секунды взлета на высоте 10 метров произошло неожиданное самоотделение гондолы от оболочки. Она упала на землю, экипаж отделался ушибами. Облегченная оболочка взмыла в воздух и опустилась в нескольких километрах от места старта. Как оказалось, перед стартом не проверили состояние ранцевого механизма, у него было деформировано кольцо, которое не выдержало тяжести гондолы уже на старте. Если бы это произошло на высоте 200–300 метров от земли, гибель экипажа была бы неизбежной.
Субстратостат в окрестностях Звенигорода
Этот субстратостат поднялся в воздух в 1938 году в окрестностях Звенигорода. На высоте около 8000 метров разыгралась страшная трагедия: по официальной версии, полностью отказала система кислородного питания и экипаж погиб от удушья.
Но тайна гибели экипажа остается невыясненной до сих пор. Свидетели утверждают, что отказ кислородного оборудования — надуманная причина. Проверка показала, что это оборудование продолжало работать и после катастрофического падения субстратостата на землю. Значит, от удушья экипаж погибнуть не мог. Возможно, к гибели экипажа привела какая-нибудь экспериментальная электрическая система коллективного обогрева.
ВР-60 «Комсомол»
Этот уникальный аппарат-трансформер стартовал в 1939-м. Он достиг высоты 15 километров, и тут начались неожиданности: сначала засбоило устройство сбрасывания балласта, затем перегорела радиолампа передатчика. Пробыв на потолке высоты 2,5 часа, стратостат приступил к снижению. Но на высоте около 8 километров командир экипажа обнаружил, что, вероятно, от разряда статического электричества загорелся газ, еще не полностью вышедший из оболочки, и с катастрофической скоростью ее съедает.
Аварийный гондольный парашют не раскрылся. Экипажу оставалось только одно: открыть люк гондолы и покинуть ее на индивидуальных парашютах. Гондола упала в торфяник и, продавив его на полметра в глубину, загорелась внутри. Стратонавту, приземлившемуся первым, вместе с оказавшимися рядом людьми, жителями Луховицкого района, удалось погасить пожар уже выпавшим снегом.
Фото: lib.rus.ec
Пилотируемый стратостат «Волга»
В 1962 году этот аппарат взмыл в небо над саратовскими степями. Пилотировали «Волгу» два опытных парашютиста-высотника — Евгений Андреев и Петр Долгов. Но трагедия настигла там, где ее никто не ожидал. После катапультирования Андреева стратостат стал легче и взмыл на высоту 28 километров. Кроме того, его сильно раскачало, и Долгов, покидая гондолу, ударился шлемом-пузырем о какой-то металлический предмет. В шлеме образовалась микротрещина, которая привела к разгерметизации скафандра.
Долгов успел покинуть стратостат, но достичь высот, где разрежение воздуха не столь губительно для организма, у него не было шансов: парашют-автомат исправно сработал и опустил на землю уже мертвое тело стратонавта. Этот полет завершил историю пилотируемых полетов на отечественных аэростатах в стратосферу.
Фото: histrf.ru