21 февраля 1835 года родился Михаил Осипович Микешин, один из самых знаменитых русских художников и скульпторов. В числе его работ много памятников, которые стали культурным достоянием России. Сегодня мы решили рассказать о пяти выдающихся памятниках Микешина.
Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде
Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде — одна из самых известных работ Михаила Микешина. Монумент повествует не об одном событии, произошедшем на русской земле, а о целом тысячелетии. Более того, эта уникальная работа посвящена целому народу — православным святым, государям и великим князьям, выдающимся личностям — писателям, художникам, военным и другим людям, прославившим Россию. Композиция памятника состоит из трех ярусов и символизирует триаду «Православие, Самодержавие, Народность». Памятник был возведен в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. В создании памятника также принимали участие Иван Шредер и Виктор Гартман.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге — еще одна известная работа Михаила Микешина. Памятник был установлен в 1873 году в центре сквера на Александрийской площади в Санкт-Петербурге. Монумент был воздвигнут к 100-летию восшествия на престол Екатерины II. Работа Микешина представляет собой искусно выполненную из бронзы фигуру Екатерины ΙΙ, которая держит в руках скипетр и лавровый венок. На ее плечах можно заметить красиво спадающую императорскую мантию, а у ног императрицы лежит корона Российской империи. Микешин изобразил Екатерину с королевской осанкой и некоторой властностью в ее образе, но без какой-либо суровой строгости, с легкой улыбкой на лице. На груди у императрицы виден орден святого Андрея Первозванного. Вокруг самого пьедестала расположены девять фигур знаменитых деятелей, проявивших себя в екатерининскую эпоху.
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Памятник украинскому историческому и политическому деятелю, гетману Богдану Хмельницкому, автором которого является Михаил Микешин, является одним из главных символов Киева. Памятник был торжественно открыт летом 1888 года на Софийской площади в Киеве. Открытие этого монумента было намечено специально в празднование 900-летия Крещения Руси. В своей работе, посвященной Хмельницкому, Микешин изобразил этого человека сидящим на взмыленном коне. Хмельницкий как бы укрощает коня и одновременно с этим смелым движением поднимает руку с булавой, указывая ей в сторону врага.
Памятник М. Ю. Лермонтову в Санкт-Петербурге
Еще одной выдающейся работой Михаила Микешина можно назвать памятник легендарному русскому поэту М. Ю. Лермонтову. Этот памятник стал трудной работой для скульптора, так как на тот момент многие недоброжелатели обвиняли Микешина в непрофессионализме, к тому же, множество деталей памятника вызывали споры — например, одежда Лермонтова или камень для постамента. Сам памятник решено было установить перед главным фасадом училища на Ново-Петергофском проспекте, открытие памятника состоялось в 1916 году к 75-летию со дня смерти. Памятник представляет собой бронзовую скульптуру Лермонтова, которая установлена на гранитном пьедестале. На лицевой стороне постамента можно заметить изображенные воинские доспехи, окруженные венком славы. На тыльной стороне перечислены самые известные произведения М. Ю. Лермонтова. Поэт изображен сидящим, с шинелью на плече и книгой в правой руке. Его лицо выглядит задумчивым и спокойным, будто поэт подбирает рифму для стихотворных строчек.
Памятник Ермаку в Новочеркасске
Памятник Ермаку в Новочеркасске — одно из выдающихся произведений Михаила Микешина, посвященное казачьему атаману и завоевателю Сибири — Ермаку Тимофеевичу. Памятник был открыт 6 мая 1904 года, его открытие сопровождалось торжественным шествием с регалиями и боевыми знаменами. Скульптура донского атамана установлена на гранитной глыбе. Ермак величественно сжимает в левой руке походное знамя, а в правой держит корону, выступающую символом завоеванной Сибири, которую атаман преподнес Российскому государству.
Видео
Видео: Алена Орлова
2 комментария к материалу.