5 февраля 1878 года произошло покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Федора Трепова. Симпатии присяжных остались на стороне Засулич, и она была неожиданно оправдана. В конце XIX — начале XX века теракты и покушения на больших начальников не были редкостью. Мы расскажем про пять самых громких покушений на российских генерал-губернаторов.
Покушение на Трепова
25 июля 1877 года петербургский градоначальник Федор Трeпов отдал приказ о порке политического заключенного народника Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шапку. Приказ Трепова о сечении розгами был нарушением закона о запрете телесных наказаний от 17 апреля 1863 года.
Следствием приказа стало покушение на убийство Трепова, совершенное народницей Верой Засулич 5 февраля 1878 года. Засулич пришла на прием к Трепову и дважды выстрелила ему в живот, тяжело ранив.
Засулич была немедленно арестована, но на суде снискала симпатии присяжных заседателей, хотя по закону за подобные преступления полагалось от 15 до 20 лет тюремного заключения. Суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. На оправдательный вердикт присяжных повлияла и позиция председателя суда А. Ф. Кони и защитника П. А. Александрова. Оправдательный приговор был восторженно встречен в обществе и сопровождался манифестацией со стороны собравшейся у здания суда большой массы публики.
Министр К. И. Пален обвинял Кони в нарушениях закона и убеждал его уйти в отставку. Кони остался тверд в своем решении. Тогда начался долгий период его опалы: он был переведен в гражданский департамент судебной палаты, а в 1900 году оставил судебную деятельность. Гнев императора был настолько велик, что он не пощадил и министра юстиции. Граф Пален вскоре был уволен со своего поста «за небрежное ведение дела В. Засулич».
На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швецию.
Покушение на великого князя Сергея Александровича
Сергей Александрович был пятым сыном Александра II и московским генерал-губернатором. 4 февраля 1905 года около 3 часов пополудни великий князь отъехал в карете от Николаевского дворца в Кремле. При подъезде к Никольской башне был разорван «адской машиной», то есть бомбой, брошенной членом «Боевой организации партии социалистов-революционеров» Иваном Каляевым. Князь погиб сразу, кроме того, смертельно ранило кучера.
Жена убитого, великая княгиня Елизавета навестила в тюрьме Ивана Каляева, и простила его от имени мужа. Узнав, что Каляев — человек верующий, она подарила ему Евангелие и маленькую иконку, призвав его к покаянию. Она же просила Императора о помиловании убийцы.
Известно, что 2 февраля 1905 года Каляев не бросил бомбу в карету, потому что увидел, что рядом с Великим князем сидят его жена и малолетние племянники.
Каляев не попросил о помиловании и был приговорен к смертной казни. На суде в Москве Каляев заявил: «Я не подсудимый перед вами, я ваш пленник. Мы две воюющие стороны. Вы представители императорского правительства, наемные слуги капитала и насилия. Я один из народных мстителей, социалист и революционер. Нас разделяют горы трупов, сотни тысяч разбитых человеческих существований и целое море крови и слез, разлившееся по всей стране потоками ужаса и возмущения. Вы объявили войну народу, мы приняли вызов!»
Остатки кареты, в которой был убит Сергей Александрович
Фото: Наталья Гребнева
Покушение на Ступина
Временный военный генерал-губернатор города Николаева, Херсонского и Днепровского уездов генерал-майор Александр Ступин 20 августа 1906 года отправился на пароходную пассажирскую пристань, чтобы отплыть в Одессу по делам службы. Генерал-губернатор ехал в открытой коляске с провожающими его супругой, 6-летним сыном и штабс-капитаном Герасимовым. Впереди генерал-губернатора ехал в отдельном экипаже помощник полицмейстера города Савин. Оба экипажа сопровождали верхом 2 стражника и 4 казака. По пути следования генерал-губернатора был выставлен усиленный наряд полиции, в связи с чем можно было предположить, что ожидается проезд высокопоставленного лица.
Когда экипаж генерал-губернатора повернул в переулок «А», у ворот одного из домов сопровождающие охранники заметили нескольких человек. Два из них сидели на скамейке, а третий лежал на земле. Вдруг с их стороны раздался выстрел и пуля просвистела над спинами лошадей генеральского экипажа. Стражники и казаки кинулись к стрелявшим и схватили двух из них. Ими оказались Иван Крылов (20 лет) и Никита Горошко (19 лет). Во время задержания Крылов бросил револьвер через забор во двор. Третий член этой группы — Григорий Горошко (26 лет) перескочил через забор во двор и скрылся.
После долгих поисков на крыше сарая нашли лежащего человека, который притворился пьяным. Это был Григорий Горошко. Он заявил, что не знает, кто стрелял.
Так как пострадавших не было, а подсудимые упорно отрицали преступные намерения, суд после продолжительного совещания, строго придерживаясь буквы закона, признал всех обвиняемых в покушении оправданными. И только Иван Крылов за ношение оружия без разрешения был оштрафован на 25 рублей (с заменой арестом на 10 суток, если окажется несостоятельным оплатить штраф).
Покушение на Дубасова
Федор Васильевич Дубасов — военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал, московский генерал-губернатор. На Дубасова было совершено несколько покушений. Два покушения было предотвращено, а 23 апреля 1906 года в 12 часов дня, по окончании праздничного богослужения в Большом Успенском соборе социалист-революционер Борис Вноровский бросил бомбу в коляску Дубасова. Адъютант Дубасова граф Коновницын был убит, кучер — ранен, а самому адмиралу раздробило ступню левой ноги.
2 декабря 1906 года, в годовщину московского восстания, Федор Васильевич прогуливался по Таврическому саду в Петербурге, когда члены «летучего террористического отряда» эсеров Воробьев и Березин произвели по нему 13 выстрелов, а еще двое боевиков бросили бомбу, начиненную мелкими гвоздями. Адмирал был оглушен и слегка ранен, но остался жив. Он обратился к царю с просьбой о помиловании покушавшихся, приговоренных к смертной казни.
Фото: Наталья Гребнева
Покушение на Литвинова
Николай Михайлович Литвинов в 1906 году был назначен на пост губернатора в Омске, куда и выехал из Петербурга 12 ноября вместе с семьей. Был застрелен террористами в Омске 15 декабря 1906 года по дороге домой. Трое террористов ранили Литвинова и добили его контрольным выстрелом в голову. При бегстве один из покушавшихся застрелил также приказчика местного магазина, пытавшегося задержать убийцу. Террористы не были пойманы.
Сибирскими исследователями, непосредственными исполнителями покушения называются эсеры-боевики, скрывавшиеся под кличками «Петров» и «Голубев», а также бежавший из Минусинска Трутнев.
Вечером 15 декабря в Омске и в ночь на 31 декабря 1906 года в Томске была распространена листовка «Граждане!». В этой прокламации, имевшей эпиграф «По делам вашим воздастся вам!», социалисты-революционеры обосновывали справедливость совершенного ими террористического акта. В листовке говорилось, что члены летучего боевого отряда казнили генерала Литвинова за его деяния, которые он совершил в 1905 году в качестве временного генерал-губернатора Ставропольской губернии, когда посылал карательные экспедиции на устрашение крестьянских волнений.