Пять русских дирижаблей, вошедших в историю

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


10 февраля 1915 года в воздух впервые поднялся дирижабль «Гигант». Он стал крупнейшим управляемым аэростатом, построенным в России. Однако этот дирижабль ждала печальная судьба. Во время своего первого полета он согнулся и опустился на землю. К счастью, никто не пострадал. Мы решили рассказать о наиболее примечательных дирижаблях, созданных в России.

«Гигант»

Строительство дирижабля началось на Балтийском заводе в 1912 году, когда Военным министерством Российской империи был заказан дирижабль большого объема. Проект подготовили инженеры А. М. Кованько и А. И. Шабский. Первая мировая война замедлила строительство дирижабля, однако в феврале 1915 года он был готов.

«Гигант» имел полужесткий корпус. Оболочку изготовили из шелковой прорезиненной ткани, а каркас — из цельнотянутых стальных труб. Гондола «Гиганта» проходила вдоль всего корпуса дирижабля и была жестко связана с его каркасом. Особенностью конструкции являлось то, что гондола затягивалась тканью и составляла единое целое с оболочкой дирижабля. Инженеры предусмотрели отдельные двигательные гондолы, которые должны были располагаться по бокам по две с каждой стороны. На дирижабле были впервые применены приборы для графической записи тяги винтов.

Дирижабль впервые поднялся в воздух 10 февраля 1915 года в районе Гатчины. Однако, находясь на малой высоте, «Гигант» прогнулся. Вращающийся винт ударил по одной из тросовых растяжек, поддерживавших консоли моторов, в результате чего дирижабль сложился вдвое в средней части и опустился на землю.

Неудачный запуск потребовал внести усовершенствования в конструкцию дирижабля, однако его второй полет так и не состоялся. Во многом из-за того, что Первая мировая война показала превосходство самолетов перед дирижаблями. Кроме того, «Гигант» использовал водород, который был необходим для аэростатов воздухоплавательных рот.

«Гигант» мог оказаться не самым большим российским дирижаблем, если бы был реализован проект «Воздушный крейсер» конструктора Б. В. Голубова. Если «Гигант» имел объем 20 500 куб. метров, то «Воздушный крейсер» должен был иметь объем 33 тыс. куб. метров.


«Кречет»

«Кречет» считается первым военным российским дирижаблем. Он был построен в 1909 году. Первоначальное название — «Комисионный». В 1910 году дирижабль впервые взлетел. После испытаний дирижабль переименовали в «Кречет». Он был передан в 9-ю воздухоплавательную роту, расположенной в Риге.

Дирижабль был полностью создан из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», завод «Дукс» — гондолу с платформой. Пропеллеры сделали в Петербурге. После испытаний дирижабль перелетел в Ригу, где он был передан в 9-ю воздухоплавательную роту.


«Астра»

Дирижабль «Астра» стал первым и единственным русским дирижаблем, совершившим удачный боевой вылет. Дирижабль был построен в 1913 году во Франции. Во время Первой мировой войны совершил 6 боевых вылетов, из них 3 ночных. Единственным удачным боевым вылетом является бомбардировка железнодорожной станции Лык.

После ряда военных операций в мае-июне 1915 года аэростат был поврежден и не эксплуатировался. В 1920 году дирижабль был восстановлен и стал носить название «Красная звезда». Зимой 1921 года во время очередного полета дирижабль разбился.


СССР В-6 «Осовиахим»

СССР В-6 «Осовиахим» был самым крупным дирижаблем, построенным в Советском Союзе. Его объем составлял 20 тыс. куб. метров. Однако запомнился этот дирижабль своей аварией. 6 февраля 1938 года в условиях плохой видимости на высоте 300–450 метров он врезался в гору в Мурманской области. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек.


«Аргус»

Дирижабль Au-30 («Аргус»), изготовленный в Воздухоплавательном центре «Авгуръ», установил мировой рекорд дальности беспосадочных перелетов для мягких дирижаблей. Достижение было зафиксировано в 2008 году. Au-30 пролетел 626 километров. Раньше рекорд составлял 374,7 километра, который был установлен в 1990 году британским дирижаблем GA-42. Объем оболочки дирижабля Au-30 составил 5200 куб. метров. В настоящий момент 8-местный дирижабль Au-30 является одним из самых крупных современных отечественных дирижаблей.


Автор

Андрей Матвеев

2 комментария к материалу.

Рафаєль В. Макаров 11 февраля 2014, 06:21

Одно время дирижаблям прочили быть большегрузными воздушными перевозчиками грузов и воздушными кранами. Пока и в России, и в мире о подобных действующих разработках не слышно. И ещё. Ни в одной заметке о дирижаблях не указана грузоподъёмность и скорость (средняя и максимальная).

Виталий Хованский 13 февраля 2014, 16:27

Сейчас маломестные жесткие дирижабли производятся иной формы оболочки - дискообразные, как НЛО марки "Летающие тарелки".

Добавить комментарий

Новое на сайте