Пять первых русских подводных лодок

13
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


11 февраля 1720 года русский изобретатель плотник Ефим Никонов, опередив на два столетия инженерные решения ХХ века, начинает строить «потаенное судно» — предшественницу субмарин. Сначала по распоряжению Петра I Никонов разработал уменьшенную модель, а затем в 1721–1724 годах и полноразмерное подводное «потаенное судно», от которого принято вести историю российского подводного кораблестроения. Мы решили вспомнить пять первых русских подводных лодок.

ПОТАЕННОЕ СУДНО

Для сооружения «потаенного судна» Ефим Никонов использовал доски, железные полосы, медные листы, кожу и другие материалы. Предположительно, подлодка Никонова имела бочкообразную форму. Ни чертежей, ни описаний судна не сохранилось, однако привлечение к сборке судна бочаров, а также требование о выдаче «пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти», возможно для изготовления обручей, которые стягивали деревянный корпус подводной лодки, свидетельствуют об этом. Носовая часть имела архитектуру надводного корабля, кормовая была оснащена рулем. Судно работало на весельной тяге, экипаж состоял из четырех человек. Сам Никонов был командиром экипажа и руководил пробными погружениями. Предполагалось, что судно будет вооружено «огненными» зажигательными трубами. Кроме подводной лодки, Никонов придумал схему водолазного скафандра, с герметичным шлемом и грузами на спине: предполагалось, что в таких костюмах можно будет выйти из судна и под водой нанести повреждения неприятельским кораблям.

Испытания подлодки проходили осенью 1724 года в присутствии Петра I на озере Разлив, недалеко от Петербурга. Никонов на подлодке опустился под воду на несколько метров, но не рассчитал глубину, и днище «потаенного судна» треснуло, ударившись о камни. Судно подняли из-под воды, и после ремонта весной 1725 года оно вновь было спущено на воду, но обнаруженная течь не позволила провести погружение. После смерти Петра I Адмиралтейств-коллегия распорядилась работы над проектом прекратить, а изобретателя определить на верфи в Астрахань, разжаловав из мастеров в рядового плотника.

Макет потаенного судна Ефима Никонова.
Фото: Serguei Fadeev/Wikimedia Commons

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ШИЛЬДЕРА

Следующую попытку создать подводную лодку предпринял известный русский фортификатор, изобретатель генерал-адъютант Карл Шильдер через 110 лет после Ефима Никонова: в 1834 году на Александровском литейном заводе он построил подводный корабль водоизмещением 16 тонн — судно длиной 6 метров и шириной 1,5 метра с металлическим корпусом, с двумя высокими башенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни проходила вертикальная «оптическая труба» — прообраз современного перископа. Через кормовую — вентиляционная труба. В движение лодка приводилась четырьмя гребцами с помощью двух пар бортовых гребков, выполненных в виде лап водоплавающих птиц. При движении вперед гребки складывались, а при движении назад раскрывались. Каждый гребок приводился в действие качанием рукоятки привода изнутри корабля. Конструкция привода давала возможность изменять угол качания гребков и не только обеспечивать прямолинейное движение лодки, но и ее всплытие и погружение. По расчетам максимальная скорость под водой могла составить 2,15 км/ч. Однако испытания выявили значительно меньший КПД гребков, чем в теории. На самом деле скорость оказалась в 3,2 раза меньше, она не превышала 670 м/ч. Подложка была оснащена электроминой, а также примитивными ракетными снарядами, пуск которых производился с двух трехтрубных установок на каждом борту. Лодка могла стрелять ракетными залпами из всех позиций.

Первые испытания состоялись 29 августа 1834 года в присутствии императора Николая I. Подводная лодка Шильдера с экипажем из восьми человек во главе с мичманом Шмелевым маневрировала под водой и останавливалась в погруженном состоянии. Было испытано и оружие: с подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. В целом опыты показали удовлетворительные результаты, продемонстрировав прочность корпуса, удачные погружения и всплытия. Однако боевое применение подводных лодок осталось проблематичным из-за крайне низкой скорости, неудовлетворительной маневренности, а также ненадежности оружия.

ЗЕЕТОЙФЕЛЬ

«Зеетойфель», или «Морской черт», — так называлась подводная лодка немецкого инженера Вильгельма Бауэра, построенная по заказу великого князя Константина Николаевича в 1855 году в Санкт-Петербурге. Корпус подлодки изготавливался из 15-миллиметровых железных листов, для скрепления которых использовались толстые эллиптические железные шпангоуты. В носовой части находилась водолазная камера, отделенная перегородкой, — для выхода водолаза из подлодки ее заполняли водой, после его возвращения продували воздухом. По мнению Бауэра, скорость подводной лодки должна была составлять до семи узлов, однако на испытаниях не удалось развить скорость более одного узла, поскольку матросы, которые вращали четыре ступенчатых колеса, приводивших лодку в движение, быстро утомлялись. Лодка погружалась в воду с помощью накачивания воды в четыре цилиндрические цистерны: при погружении три цистерны заполнялись полностью, а четвертая, регуляторная, имеющая меньший размер, была предназначена для удержания подлодки на заданной глубине. Во время всплытия воду откачивали ручными насосами.

26 мая 1856 года «Морской черт» отправился в первое плавание. Экипаж подводной лодки состоял из десяти матросов и самого изобретателя. Испытания лодки продолжались четыре месяца: за это время лодка 133 раза погружалась в воду. Во время 134-й погрузки случилась авария и лодка села на грунт.


Фото: omop.su

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА АЛЕКСАНДРОВСКОГО

Подводная лодка, изобретенная русским инженером Иваном Федоровичем Александровским в 1866 году, стала первой в отечественном флоте подводной лодкой с механическим приводом. Лодка водоизмещением 352 тонны имела железный корпус с толщиной обшивки 9–12 миллиметров, смотровую рубку с иллюминаторами, две пневматические машины, два винта, вертикальный и кормовые горизонтальные рули. Впервые сжатый воздух использовался для продувания 11-тонной цистерны главного балласта. Лодка была оснащена единой для надводного и подводного хода двухвальной энергетической установкой, состоявшей из двух пневматических двигателей мощностью 117 лошадиных сил каждый с приводом на свой гребной винт. Запас сжатого воздуха хранился в 200 баллонах — по расчету Александровского, данное количество должно было обеспечить плавание подлодки в течение трех часов. Поперечные сечения подводной лодки имели форму обращенного вершиной вверх треугольника с выпуклыми сторонами. Такую форму корпуса изобретатель предложил для замедления погружения. Александровский впервые в России использовал на своей подлодке магнитный компас. Для исключения влияния окружающего железа компас расположили в носовой части судна, изготовленной из красной меди. Лодка была оснащена двумя связанными между собой тросами плавучими минами; всплывая, мины должны были охватывать киль корабля противника. Взрыв осуществлялся электрическим током от батареи гальванических элементов после того, как подлодка отходила на безопасную дистанцию от объекта атаки.

Летом 1866 года подлодку начали испытывать в Кронштадте. Из-за недостатков, выявившихся в ходе испытаний, она испытывалась шесть лет, в течение которых в конструкцию были внесены существенные изменения. Но некоторые недостатки устранить не удалось. Скорость подлодки в подводном положении не превышала 1,5 узла, а дальность плавания составляла около 3 миль. Подводную лодку Александровского приняли в казну и зачислили в минный отряд. Однако вскоре было вынесено решение о ее непригодности для военных целей и нецелесообразности проведения дальнейших работ по устранению недостатков.


Фото: рустрана.рф

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ДЖЕВЕЦКОГО

Серия боевых подводных аппаратов, построенных в 1878–1881 годах инженером-изобретателем Степаном Карловичем Джевецким. Первую подлодку Джевецкий построил на собственные средства на одесском заводе Бланшара. Лодка, длина которой составляла всего около 5 метров, в движение приводилась гребным винтом, вращение которого осуществлялось ножным приводом, по типу велосипедного. Для дыхания в закрытой лодке имелся запас воздуха в баллоне. Сжатый воздух использовался и для продувания водяного балласта из цистерны при всплытии лодки. В верхней части лодки имелась небольшая башенка-рубка с иллюминаторами на уровне глаз человека, управляющего лодкой. На высоте плеч в башенке были прорезаны два круглых отверстия, к которым снаружи прикреплялись резиновые рукава с перчатками для прикрепления мины к неприятельскому кораблю. Мина подрывались при помощи электропровода после отхода подлодки на достаточное расстояние. Лодка в течение пяти месяцев испытывалась на одесском рейде специальной комиссией, в присутствии которой лодка подошла в подводном положении к плашкоуту, стоявшему на якоре, прикрепила к его днищу мину и, отойдя на некоторое расстояние, взорвала. Известно, что сам изобретатель чуть не погиб во время испытаний.

Вторую подлодку Джевецкого построили в 1879 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Эта подлодка была рассчитана на четыре человека и имела два гребных винта — по одному спереди и сзади. Винты являлись поворотными и использовались как рули, задний винт двигался в горизонтальной плоскости, передний — в вертикальной. Испытания ее производились в Гатчине на Серебряном озере, которое отличалось особой прозрачностью воды, и дали удовлетворительные результаты. На испытаниях присутствовал Александр III, он находился в шлюпке и мог наблюдать за всеми передвижениями под водой.

Учтя все недостатки, выявленные испытаниями, Джевецкий разработал третий вариант проекта, по которому в 1879–1881 годах построили 50 подводных лодок, которые немногим отличались от предыдущего варианта. Лодка третьего варианта имела длину 6 метров. Ее экипаж, состоявший из четырех человек, помещался в середине лодки на скамейке. Кормовой винт приводился в действие ножным педальным приводом. Для регенерации воздуха применялась его прокачка через раствор едкого натрия. Также по мере надобности использовался сжатый воздух из запаса для продува балластной цистерны. Это позволяло пребывать под водой до 50 часов. Система погружения на этой лодке была такой же, как и на ее прототипе. Вода принималась в балластную цистерну через приемный клапан, расположенный в нижней ее части. Для всплытия лодки вода удалялась из цистерны через тот же клапан сжатым воздухом. Рабочей глубиной погружения считались 8 метров, допустимой — 12,5 метра. Вооружение составляли две мины, размещенные в углублениях на корпусе лодки. Все 50 подлодок были построены в 1881 году. 16 судов оставили в Кронштадте, 32 судна направили в Одессу, одно оставили Джевецкому для дальнейших доработок и модернизации и одну передали в распоряжение инженерного ведомства. После модернизации несколько экземпляров лодок использовались во время Русско-японской войны 1904–1905 годов.


Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

12 февраля 2014
10 000 просмотров

2 комментария к материалу.

Рафаєль В. Макаров 11 февраля 2014, 14:49

Первые русские подводные лодки были лишь "потешными игрушками", но без них не было современных "Бореев" и "Ясеней".

Pciha 12 февраля 2014, 02:24

Студент в Ленинграде сам построил одноместную действующую подлодку.

Добавить комментарий

Новое на сайте