Пять главных фильмов Сергея Эйзенштейна

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Неизвестный художник. Репродукция плаката-рекламы к кинофильму «Броненосец “Потемкин”». издание «Совкино»,1929 Фото: РИА Новости

11 февраля 1948 года умер Сергей Эйзенштейн, великий советский режиссер, который снял фильмы, вошедшие в мировую историю кинематографа. Фильмы Эйзенштейна до сих пор анализируются в кинематографических вузах и вызывают интерес любителей кино. Кроме того, фильмы Эйзенштейна имели огромный пропагандистский эффект на заре советской власти и во время Великой Отечественной войны, когда кино уже стало «важнейшим из искусств». Мы расскажем про пять главных фильмов Сергея Эйзенштейна.

Броненосец Потёмкин

«Броненосец “Потёмкин”» — немой художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Фильм снят к 20-летию Первой русской революции 1905 года. Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре.

«Броненосец “Потёмкин”» неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики.

Сценарий, по которому снимался фильм, был создан его автором, Ниной Агаджановой, на основе реальных событий, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» команда подняла восстание и захватила корабль.

Матросы одного из броненосцев Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу, однако во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук гибнет в схватке. Население Одессы стекается на похороны Вакуленчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице. На подавление восстания направляется Черноморская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и «Потемкин» проходит через строй кораблей. В финале третьего акта фильма на мачте броненосца развевается поднятый восставшими красный флаг. В связи с этим «Броненосец “Потемкин”» называют «первым цветным фильмом»: флаг на пленке был раскрашен вручную.

Кадр из фильма «Броненосец “Потемкин”».

«Стачка»

«Стачка» (также известен как «Чертово гнездо» или «История стачки») — советский немой историко-революционный фильм-агитация 1925 года, снятый на 1-й Госкинофабрике по инициативе Пролеткульта.

«Стачка» — первая полнометражная работа Эйзенштейна. Фильм встретил неоднозначные отзывы зрителей и критиков. Советская пресса и некоторые кинематографисты называли фильм новаторским и в целом очень высоко оценивали значение картины для мирового кинематографа. Но зрителями фильм принят не был из-за усложненного киноязыка. На Всемирной выставке 1925 года в Париже Эйзенштейн за свою ленту был удостоен серебряной медали. Фильм был восстановлен на Киностудии им. М. Горького в 1969 году.

По сюжету, возмущенные тяжелыми условиями труда заводские рабочие организуют забастовку. Во время их мирной демонстрации подкупленная шпана устраивает провокацию, после чего власти подавляют восстание.

Кадр из фильма «Стачка». Фото: os.colta.ru

«Октябрь»

«Октябрь» — немой художественный фильм, снятый на московской фабрике «Совкино» в 1927 году о событиях Октябрьской революции. Это завершающая часть кинотрилогии («Стачка», «Броненосец “Потемкин”», «Октябрь»).

После большого успеха «Броненосца “Потемкина”» Эйзенштейн получил полный кредит доверия от руководства страны и задумал снять масштабное кинематографическое полотно о победе Октябрьской революции. Первоначальные варианты сценария «Октября» включали в себя историческую хронику событий от Февральской революции до окончания Гражданской войны. В итоге сценарий пришлось сильно урезать и закончить фильм событиями октября 1917 года.

Из-за изменения политической конъюнктуры на последних стадиях редактирования фильма режиссер Эйзенштейн был вынужден удалить из фильма многих деятелей революции: Троцкого, Антонова-Овсеенко и т.д. В 1933 году фильм был окончательно снят с проката. При этом фильм демонстрировался в США под названием «Десять дней, которые потрясли мир».

Кадр из фильма «Октябрь». Фото: kinopoisk.ru

«Александр Невский»

Советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех. За эту картину Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.

В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

Кадр из фильма «Александр Невский»

«Иван Грозный»

Советский художественный фильм 1944 года, последний фильм Эйзенштейна. Фильм состоит из двух серий (также сохранились фрагменты незаконченной третьей серии). Фильм является черно-белым, за исключением одной сцены второй серии и финального эпизода.

Идею о необходимости создания фильма об Иване Грозном высказал Сталин. Сценарий фильма, написанный самим Эйзенштейном, утверждал лично Сталин.

В первой серии описываются ранний период правления Ивана Грозного, первые восемнадцать лет — до введения опричнины в 1565 году. На это время приходятся военные победы под Казанью. Первая серия вышла в прокат 20 января 1945 года и была встречена бурным одобрением властей.

Во второй серии изображается период 1565–1569. На это время приходятся опричнина и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по мнению авторов фильма, заговор с целью убить царя. Во главе заговорщиков встала тетка царя, Ефросинья Старицкая, мечтавшая возвести на престол своего сына Владимира.

Центральный Комитет ВКП(б) осудил вторую серию фильма, и после ее запрета работы над фильмом были прекращены.

Кадр из фильма «Иван Грозный»

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работал

Андрей Матвеев

1 комментарий к материалу.

Рафаєль В. Макаров 12 февраля 2014, 07:02

Несмотря на явное влияние советской идеологии на создателей фильма и сценарии, Сергею Эйзенштейну удалось создать великолепные фильмы. Мне лично больше всех работ нравятся "Александр Невский" и "Иван Грозный". Хотя тут- уже на любителя.

Добавить комментарий

Новое на сайте