Три знаменитых проекта Роберта Фултона

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Наутилус

24 февраля 1815 года умер американский инженер и изобретатель Роберт Фултон, которого принято считать создателем одного из первых пароходов, завоевавших коммерческий успех. Он мог стать обладателем эксклюзивного права на постройку пароходов в России. Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет, однако Фултон не воспользовался этой возможностью. Он не выполнил условия договора, не введя в строй ни одного судна.

Сын ирландских иммигрантов еще в детстве увлекся рисованием, черчением и изготовлением фейерверков, а в 14 лет Роберт сконструировал свою первую лодку, оснащенную колесным движителем на ручном приводе. С тех пор будущий инженер постоянно экспериментировал с механическими изобретениями, которые он сам же и разрабатывал. Мы решили рассказать о знаменитых проектах Роберта Фултона.


НАУТИЛУС

В 1797 году Фултон приезжает в Париж, где начинает работать над проектом «Наутилус» — одной из первых подводных лодок, которую предполагалось использовать в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. В 1800 году изобретатель представил первую практическую модель подводной лодки «Наутилус» Наполеону Бонапарту. Корпус лодки был деревянный с металлическими конструкциями, обшитый медными листами. Лодка с тремя иллюминаторами имела обтекаемую сигарообразную форму при длине 6,5 метра и диаметре 2 метра. Для движения под водой использовался винт из четырех лопастей, который через систему передач крутили два матроса. Погружение достигалось путем наполнения балластной камеры, находившейся в нижней части корабля. Для движения на поверхности использовался парус, крепившийся на складной мачте. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. После подъема мачты развертывался парус, и корабль становился похож на моллюска наутилуса, из-за чего и получил свое название. Скорость хода на поверхности составляла 5–7 км/ч, а в погруженном состоянии — около 2,5 км/ч. Лодка была вооружена буксируемой на тросе миной. Фултон в конструкции «Наутилуса» впервые применил два горизонтальных руля, расположенных сзади корпуса, как и на современных подводных лодках. На борту «Наутилуса» имелся также баллон со сжатым воздухом, позволявший находиться под водой в течение нескольких часов.

После нескольких предварительных испытаний судно Фултона спустилось по Сене до Гавра, где состоялся его первый выход в море. Испытания прошли удовлетворительно: в течение 5 часов лодка со всем экипажем находилась под водой на глубине 7 метров. Неплохими были и другие показатели — расстояние 450 метров лодка преодолела под водой за 7 минут. Ею управляли два члена экипажа. В августе 1801 года Фултон продемонстрировал и боевые возможности лодки: на рейд был выведен старый корабль, к которому под водой приблизился «Наутилус» и взорвал его при помощи мины. Взрыв был настолько силен, что столб воды и обломков взлетел на 80–100 футов вверх. На испытаниях присутствовала комиссия Морского министерства и Академии наук, о результатах сообщили Наполеону, однако на вооружение подлодка принята не была. Фултон предлагал свой проект и англичанам, однако попытки успехом не увенчались, и в 1806 году изобретатель прекратил заниматься опередившим свое время проектом.


ПАРОХОД ФУЛТОНА

В 1801 году Фултон познакомился с Робертом Ливингстоном – американским послом во Франции и членом комитета по разработке американской Декларации независимости. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк и мечтал организовать в Америке пароходное сообщение на реке Гудзон. Встретив в Париже Фултона, Ливингстон стал помогать ему в постройке пароходов.

Весной 1803 года Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Он перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первый пароход был плоскодонным, без выступающего киля, с обшивкой вгладь, имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный, корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 метра в ширину. В августе 1803 года было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/ч и показал хорошую маневренность. Обрадованный успехом, Фултон заказал более мощный паровой двигатель в фирме Болтона и Уатта. В 1806 году двигатель вместе с частями для парохода был доставлен в Нью-Йорк, куда переехал и Фултон, чтобы руководить постройкой судна. В первое плавание пароход Фултона, получивший название «Пароход Северной реки» вышел 17 августа 1807 года: он проплыл расстояние 240 километров от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч. Возвращение парохода в Нью-Йорк по течению Гудзона занимало 30 часов. Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807 года. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. Фултон запатентовал свой пароход 11 февраля 1809 года. Позже он построил еще несколько колесных судов. С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.


ДЕМОЛОГОС

«Демологос» стал первым в мире паровым военным кораблем и первым броненосцем: под наружной обшивкой судна находилась деревянная «броня» толщиной 1,5 метра. Корабль предназначался для береговой обороны в войне, которую в то время США вели с Великобританией. К разработке этого проекта Фултон приступил в 1814 году, назвав его первоначально «Фултон Первый» (Fulton the First). «Демологос» представлял собой 20-пушечный военный пароход, который имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел — в другом. Водоизмещение судна составляло 2,745 тонны при длине 48 метров и скорости не более 6 узлов или 11 км/ч. Корабль был оснащен двумя мачтами с латинскими парусами и комплектом кливеров. В октябре 1814 этот пароход успешно прошел морские испытания, но никогда не использовался в сражении: война с Британией закончилась прежде, чем «Демологос» смог принять в ней участие. Он был поставлен на прикол в Нью-Йорке и использовался как склад. 4 июня 1829 года корабль был разрушен случайным взрывом из-за неосторожного обращения с огнем.


Фото: US Naval History and Heritage Command

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

1 комментарий к материалу.

Рафаєль В. Макаров 24 февраля 2014, 19:28

Американцам сильно повезло, что изобретениями Роберта Фултона, несколько опередившего своё время, не воспользовались во Франции и в Англии, но правильно распорядились в США. Жаль, что у изобретателя не заладилось в России. Может быть наша страна на всех парах после этого понеслась вперёд... а может быть - и нет.

Добавить комментарий

Новое на сайте