27 февраля 1887 года родился Петр Николаевич Нестеров — русский летчик-испытатель. Он известен тем, что первым применил воздушный таран, а также сделал знаменитую фигуру сложного пилотажа — петлю Нестерова — мертвую петлю. Мы решили рассказать о Петре Нестерове, а также о еще четырех наших летчиках, которым удалось впервые в мире выполнить фигуры сложного и высшего пилотажа.
Мертвая петля Петра Нестерова
Петр Николаевич Нестеров родился 27 февраля 1887 года в городе Нижний Новгород. 26 августа 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в свое время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус. После окончания корпуса Петр Николаевич в числе шести лучших выпускников был направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 году, отлично выдержав выпускные экзамены, Нестеров, произведенный в подпоручики, попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
Идея «мертвой петли» зародилась у Нестерова еще до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность ее выполнения. «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им», — писал он. Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолета всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Во время Первой мировой войны Петр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет, который вел воздушную разведку передвижения русских войск.
Видео
Чакра Фролова
Евгений Фролов родился 17 мая 1951 года в поселке Мало-Курильский Южно-Курильского района Сахалинской области в семье военнослужащего. В 1982 году поступил в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) и по окончании школы был направлен на работу летчиком-испытателем в «ОКБ Сухого».
Евгений Фролов. Фото: airforce.ru
Он также провел испытания новейшего катапультного кресла СКС-94, установил четыре мировых рекорда. Ему принадлежит изобретение знаменитой авиационной фигуры «Чакра Фролова». При выполнении этой фигуры самолет делает мертвую петлю малого радиуса и на очень малых скоростях полета, практически разворачиваясь вокруг своего хвоста. Эту фигуру можно выполнить только на самолетах с отклоняемым вектором тяги (Су-37, на котором она и была впервые продемонстрирована Евгением Фроловым, Су-30МК и МиГ-29ОВТ). Он также сам разработал и внедрил в систему подготовки пилотов-испытателей три фигуры высшего пилотажа, одной из которых стала чакра Фролова.
Сейчас Евгений Фролов живет в Москве, ему присвоены звания Заслуженного летчика РФ, а также мастера спорта СССР Международного класса.
Видео
Кобра Игоря Волка
Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года, в городе Змиеве. В 1963–1965 годах прошел обучение в Школе летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 года — на летно-испытательной работе в Летно-испытательном центре ЛИИ. В 1995–1997 годах работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ. Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002 года.
Игорь Петрович Волк. Фото: Claus Ableiter/wikipedia
За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолетов на штопор. Впервые фигуру высшего пилотажа «Кобра» начал выполнять в испытательных полетах на самолете СУ-27 именно Игорь Петрович. Первое исполнение фигуры, названной затем коброй, произошло в 1989 году непроизвольно при отработке Волком техники выведения самолета из штопора над аэродромом ЛИИ им. Громова в Жуковском, а уже затем было повторено им многократно в последующих полетах. Позже Волк продемонстрировал исполнение этой фигуры и научил выполнять ее заслуженного летчика-испытателя Виктора Георгиевича Пугачева на самолете Су-27УБ. Сейчас он живет в Москве.
Видео
Штопор Арцеулова
Константин Константинович Арцеулов родился 17 мая 1891 года в Ялте. Он вырос в семье потомственного моряка Константина Арцеулова, сына Николая Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. В 1915 году сдал экзамен на военного летчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полетов. С 1916 года летчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провел 18 воздушных боев. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.
Арцеулов Константин Константинович. Фото: wikipedia
Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые намеренно ввел самолет в штопор и вывел его из штопора. Штопор в авиации — особый, критический режим полета самолета (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трех его осей. При этом самолет переходит на режим авторотации. В дальнейшем эта фигура сложного пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолета в бою и уменьшило число жертв в авиации. Константин Константинович Арцеулов скончался в Москве 18 марта 1980 года в возрасте 88 лет.
Видео
Колоко Анатолия Квочура
Анатолий Николаевич Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Березовка Черневецкого района Винницкой области Украинской ССР в семье сельского агронома и начальника узла связи. В 1981 году Анатолий Квочур окончил Московский авиационный институт. С 1978 по 1981 год Анатолий Квочур работал летчиком-испытателем на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, где проводил испытания серийных Су-17 и его модификаций. В марте 1995 года Анатолий Квочур выполнил сверхдальний перелет на одноместном истребителе Су-27 в Австралии.
В 1988 году на авиационном салоне в Фарнборо Анатолий Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа «Колокол». Это фигура, при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. После того как самолет проходит нулевую скорость (то есть скорость изменяется от заданной скорости ввода до нулевой), при падении на хвост скорость имеет незначительную отрицательную величину, а после опрокидывания носа вниз увеличивается до скорости вывода в горизонтальный полет. В настоящее время Анатолий Квочур проживает в Жуковском.
2 комментария к материалу.