Как делается гжельская посуда

15
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: ИТАР-ТАСС

Гжельский фарфор и гжельская роспись известны в России издавна, а производство такой посуды было поставлено на поток еще в XVII веке. На территории Гжельской волости находились глиняные месторождения, именно этот материал послужил основой для развития керамического производства. Мы расскажем об основных этапах производства гжельской посуды, которую сейчас изготавливают в Раменском районе Московской области.

Фарфор и майолика

Все гжельские изделия можно разделить на фарфор и майолику. Отличает их то, что фарфор производят из белой глины, а майолику из красной. Причем фарфоровые изделия всегда более нежные и хрупкие (наверное, многим из нас доводилось разбивать фарфоровую посуду), а изделия из майолики намного крепче. Различается и сама гжельская роспись — она бывает надглазурная и подглазурная. Надглазурная роспись наносится уже после запекания изделия прямо на глазурь, а подглазурная наносится перед нанесением слоя глазури и запеканием. Подглазурная посуда более практична, ведь на ней можно греть блюда в микроволновой печи, а также мыть ее в посудомоечной машине. Посуде с надглазурной росписью такое применение может нанести вред, и часть рисунка может испортиться или смыться.

Заготовки

Первый этап включает в себя создание заготовок для посуды. Из гипса вытачиваются модели для будущих изделий, они создаются по эскизам художников. Гипсовая форма изготавливается на специальном гончарном круге, затем в эту форму заливается шликер (жидкая фарфоровая масса), который постепенно застывает.

Гипсовая форма впитывает излишки влаги, благодаря чему при высыхании фарфоровое изделие становится более крепким. Интересно, что каждая деталь изделия, будь то ручка для кувшина или рельефные украшения, изготавливается отдельно в различных формах. Работа по соединению этих частей очень кропотливая и требует большой точности и аккуратности мастера.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости

Подготовка к росписи

На втором этапе заготовка готовится к росписи. Для начала каждое изделие вручную зачищается специальным ножичком, тщательно шлифуется. После чего все швы, которые получились при склейке элементов, тщательно замываются. А все неровности устраняются при помощи поролонового валика.

Только после этих процедур посуда отправляется в печь, на обжиг. Запекаться изделия едут на вагонетках, в них же они завозятся в печи. Первый обжиг длится довольно долго — фарфор запекается около восьми часов.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС

Контроль и отсев

Третий этап включает в себя контроль за изготовлением и отбраковку изделий. Для того чтобы определить наличие на посуде дефектов, ее опускают в раствор фуксина.

После этого изделия приобретают нежно-розовый цвет, а все швы и неровности становятся ярко-розовыми и становятся заметны. Это происходит благодаря способности раствора фуксина впитываться. Вещество проникает в материал и скапливается на неровных или уплотненных участках. После чего обнаруженный брак либо исправляют, вновь замывая губкой и полируя валиком, либо, если дефект не удается устранить, посуда отправляется в брак и переплавляется.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС

Роспись

Следующим, четвертым этапом становится роспись изделия. Именно на этом этапе происходит чудесное преображение посуды. Роспись происходит вручную, и каждый мастер, который занимается росписью, имеет свою уникальную и неповторимую манеру. Кроме того, на каждом изделии мастер ставит свою подпись, так тарелка или кувшин становятся авторским произведением искусства.

Специальной беличьей кистью на посуду наносится раствор окиси кобальта. Этот раствор изначально имеет темно-серый цвет и только в результате второго обжига становится насыщенно-синим.

После росписи опорные поверхности изделий покрываются парафином. Мастер вручную окунает изделие в специальную емкость, наполненную горячим парафином.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости

Прислала
Наталья Гребнева

На пятом этапе изделие приобретает свой конечный облик. После того как посуда «искупалась» в парафине, ее опускают в глазурь. После чего всю посуду снова на специальных вагонетках отправляют на второй обжиг. Он длится намного дольше, чем первый, — целых восемнадцать часов.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС

Второй обжиг

После этого на свет появляются известные на весь мир изделия гжельских мастеров. Интересно, что почти все этапы труда выполняются вручную и трудятся на таких заводах в основном женщины. Ведь работа эта очень тонкая и кропотливая. Правда, на некоторых заводах существует специальный аппарат для производства чашек, но они имеют весьма простую цилиндрическую форму. Да и ручки для этих чашек все равно производятся вручную и отливаются в гипсовых формах. Дальше изделия фасуются и отправляются на продажу в разные уголки страны и мира. Обычно при цехах также существуют фирменные магазины, где все изделия возможно приобрести по специальной цене.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Андрей Матвеев

2 комментария к материалу.

Рафаєль В. Макаров 7 марта 2014, 17:26

Действительно очень кропотливая работа. Сначала нужно создать образец, после по нему в несколько этапов - сами изделия, чтобы они соответствовали оригиналу, но оставались неповторимыми. И самое главное, не забыть вложить в них свою душу. В каждое изделие (кружку, чайный сервиз, скульптуру) без исключения. Иначе шедевра не получится - только ширпотреб.

Сергей Леонидович 7 марта 2014, 20:48

Шедевр ,это изготовленные Образцы!
Остальное копирование и штамповка, хотите того, или нет !

Добавить комментарий

Новое на сайте