Павел Попович. Фото: АРТГИД
7 марта 1960 года в СССР была сформирована первая группа космонавтов из двадцати военных летчиков. Даже в наши дни отбор в космонавты может пройти далеко не каждый желающий. Это люди, которые способны выдерживать колоссальные физические нагрузки, и, кроме того, у них должны быть железные нервы. Для первого же полета были выбраны лучшие из лучших. Для того чтобы пройти такой сложный отбор, летчикам понадобилось огромное количество терпения и сил. Мы расскажем о том, как отбирали первых советских космонавтов.
Первоначальный этап
Первым критерием отбора стал первичных список показателей физического здоровья летчиков. Изначально кандидатов было около трех с половиной тысяч человек, из которых до собеседования было допущено только 347 летчиков. Основным критерием отбора стал возраст – космонавт должен был быть не старше 35 лет. Важны были и физические характеристики: высокие летчики отбор не проходили, рост должен был составлять не более 1,75 сантиметров. Весить пилот должен был не больше 75 килограмм, и иметь хорошее здоровье. Производила отбор специально сформированная комиссия, которая была создана на базе Института авиационной медицины. В ряды специалистов вошли А. М. Генин, Н. Н. Гуровский и другие, а руководителем этого отделения стал Евгений Карпов – полковник медицинской группы. Врачи, работавшие в этом институте, были распределены по авиачастям по два человека. Юрия Гагарина также отбирали врачи, отправившиеся в военную часть, это были Александр Пчелкин и Петр Буянов. Можно сказать, что эти люди подарили миру первого космонавта.
Юрий Гагарин. Обследование перед полетом. Апрель 1961 г., Байконур. Фото: Нелли Шестопалова
Собеседование
Первоначальный отбор прошло 347 человек, все они были допущены к следующему этапу – собеседованию. Комиссия, принимавшая летчиков на этом этапе, не задавала будущим кандидатам каверзные вопросы, самым главным принципом отбора была добровольность. Комиссией задавался всего один вопрос: «на новой технике полетать хотите?». Интересно, что никто из летчиков не знал, на какой «технике» им предлагают полетать. И лишь только командиры дивизий знали об основной цели отбора, остальные могли лишь догадываться. Весь этап был строго засекречен, и будущим космонавтам запрещалось даже рассказывать об участии в собеседовании. После того, как комиссией задавался вопрос, у летчиков не было времени, как следует обдумать решение – ответ должен был быть предоставлен сразу. Правда, в качестве исключения, некоторым давалась возможность посоветоваться с женой, но большинство принимало решение на месте. Из 347 человек согласилось лишь 206.
Космонавт Петр Климук. Фото: ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина"
Медицинская комиссия
Всех, кто принял положительное решение, отправили на прохождение медкомиссии, которая проходила в гарнизонном госпитале. Врачи тщательно осматривали летчиков, проводилось большое количество анализов, которые показывали, может ли человек выдерживать разного рода физические нагрузки.
Обследование продолжалось около двух месяцев, и за это время около 50 летчиков решили отказаться от участия в проекте, о котором они не знали ровным счетом ничего. В итоге число будущих космонавтов убавилось до 154 человек. Окончательное же решение о профессиональной пригодности летчиков выносилось Главной Медицинской комиссией (ГМК), председателем которой стал А. Н. Бабийчук. Именно эта комиссия выносила окончательное медицинское экспертное заключение о годности кандидатов для работы космонавтами.
Призыв в Москву
Тех, кто по медицинскому заключению был годен в космонавты, призвали в Москву для прохождения еще одного обследования уже в Научно-исследовательском авиационном госпитале. Оно проходило стационарно и было разделено на два этапа: клиническое и психофизиологическое исследование. Новое обследование проходило в течении двух месяцев и именно в ходе него было запланировано создание первого отряда космонавтов. Руководил набором в первый отряд М. Д. Вядро, в группе по отбору, которой он руководил, входило множество квалифицированных специалистов, таких, как например хирург Н. С. Ивлев. Летчики приезжали в госпиталь группами по 20-30 человек.
Еще в самом начале очередного осмотра около 20 человек отказались от дальнейшего прохождения обследования, так как боялись, что если результаты окажутся плохими, то это негативно скажется на их работе летчиками. Многие же отказались, не выдержав напряжения. У летчиков не только брали анализы, их подвергали так же физическим нагрузкам: помещали в барокамеру, раскручивали в центрифуге. В итоге лишь 134 летчика прошли на второй психофизический этап отбора.
Финишная прямая
Все оставшиеся испытания успешно преодолели лишь 29 человек, которые смогли дойти до финального рубежа отбора. Остальные либо не прошли по состоянию здоровья, либо приняли решение отказаться от участия во втором этапе. Те 29 человек, что остались и были признаны пригодными, и получили допуск к специальным тренировкам.
Однако, и на этом этапе окончательное число космонавтов несколько сократилось — до 20. До сих пор неизвестно по какому принципу определялся основной состав группы и люди, входящие в резерв. В списке космонавтов, которым разрешалось посещение курсов, были представлены и ставшие в последующем известными на весь мир Юрий Гагарин, Андриян Николаев и Герман Титов. Так был сформирован отряд первых советских космонавтов из 20 человек. Но вести подготовку всей группы сразу не представлялось возможным и, потому, было отобрано шесть человек, подготовка которых велась в первоочередном порядке. Членами этой «великолепной шестерки» стали: Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов и Герман Титов. Все шестеро первыми получили допуски к полету.
1 комментарий к материалу.