Как в России строили первую железную дорогу

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Н. Самокиш. Первый пассажирский поезд на Царскосельской дороге

3 апреля 1836 года было принято решение о постройке первой в России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги. Она соединяла Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга, Царское Село и Павловск. Протяженность дороги составляла всего 27 километров, однако ее постройка стала прорывом для того времени. 

Революционная дорога

Формально первая в России железная дорога была построена на территории Александровского пушечного завода в Петрозаводске еще 1788 году. Железная дорога предназначалась для перевозки пушек и руды из доменного цеха в сверлильный, где находились вододействующие станки. Однако первая российская железная дорога для перевозки пассажиров появилась спустя полвека в Санкт-Петербурге.

Руководителем проекта стал австрийский инженер Франц Герстнер. Герстнер столкнулся со множеством трудностей, поскольку тогдашняя российская элита вообще опасалась строить дорогу, поскольку технические новшества ассоциировались у нее с вольнодумством.

В частности, против строительства выступал младший брат императора великий князь Михаил Павлович. Вот как описывала ситуацию великая княжна Ольга Николаевна: «В этом предприятии видели зарождение новой революционной ячейки, которая могла привести к нивелировке классов и другим более страшным вещам. Дядя Михаил сдался только тогда, когда ему пообещали, что он получит в своем парке такую же беседку для музыки, как в Баден-Бадене и других немецких курортах».

Герстнер предлагал построить железную дорогу сначала между Петербургом и Москвой, а затем соединить столицу с Волгой, протянув дорогу до Казани или до Нижнего Новгорода. Однако, чтобы показать, что железную дорогу можно эксплуатировать в зимних условиях, требовался опытный участок. Им стал путь между Петербургом и Царским Селом.

Предложения Герстнера выслушал сам император Николай I. Доводы австрийского инженера показались ему убедительными. Была создана специальная комиссия, которая заключила, что природные условия в России не могут воспрепятствовать строительству сооружения.

Ф. Герстнер. Фото: Wikimedia Commons

Частный капитал

Император Николай I распорядился привлекать для строительства частный капитал, а не государственные средства. Это объяснялось тем, что министр финансов Канкрин советовал не расходовать государственную казну, тем более что к началу правления Николая I она была практически пуста. Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 году внешний долг России достигал 102 млн рублей серебром. 

Герстнер создал в очень короткие сроки акционерное общество. Учредители на первом этапе внесли 750 тыс. рублей паевых взносов (по расчетам Герстнера, для реализации проекта необходимо было 3 млн рублей). Было выпущено 15 тыс. акций, которые купили 700 пайщиков. Земля под железную дорогу была передана обществу бесплатно. Согласно указу Николая I, общество также освобождалось от уплаты налогов в течение 10 лет.

Николай I.

Ударное строительство

Первоначально проект дороги был прямым, без всяких изгибов. Позднее при строительстве вокзала в Санкт-Петербурге на новом месте пришлось до пересечения с Обводным каналом уложить одну кривую линию.

Строительные работы между Царским Селом и Павловском начались уже 1 мая 1836 года. Для преодоления оврагов, рек и каналов пришлось построить 42 моста, в том числе 40 деревянных мостов. Все мостовые сооружения были построены к июню 1837 года. Особую сложность вызвали Шушарские болота. Для осушения болотистой местности сооружались специальные водоотводные каналы.

Строили дорогу около 1,8 тыс. рабочих и 1,4 тыс. солдат. Нижний слой пути толщиной около 0,5 метра состоял из булыжников, верхний слой такой же толщины был насыпан из щебня и гравия. Ширина земляного полотна достигала около 5 метров.

Прокладка рельсов началась только в сентябре 1837 года, причем в первый месяц было уложено 5 километров пути, что являлось фантастическим результатом, учитывая отсутствие опыта и высокой квалификации у строителей. Кстати, шпалы и рельсы не были отечественного производства, они были закуплены в Англии и Бельгии.

Шире европейских

При этом ширина пути первой железной дороги, как и всех последующих, была больше ширины европейских дорог. Для Царскосельской железной дороги была выбрана ширина колеи в 6 футов, или 1829 миллиметров, что вызвало удивление западных инженеров. Герстнер пояснил, что перевозить экипажи и лошадей и размещать большое число пассажиров удобнее в составе с шириной колеи 1829, а не 1435 миллиметров, которая была принята на железных дорогах в Европе и Англии. По мнению Герстнера, более широкая колея позволит загружать в поезд даже кареты. Инженер также считал, что благодаря этому в будущем можно будет легко увеличить мощность паровозов.

В сентябре из Англии были привезены четыре экипажа. Два из них были крытыми и назывались шарабанами. Два других были открытыми — ваггонами (waggon). Каждый вмещал от 10 до 30 человек. Позднее, в октябре 1837 года, были доставлены вагоны повышенной комфортности «Берлин» и «Дилижанс», а также первый паровоз. Строительство было завершено довольно быстро, в ноябре 1837 года железная дорога была уже открыта. Интересно, что управлял первым поездом 17-летний сын Герстнера Джон с небольшой бригадой. Общая протяженность линии, с учетом проложенного позднее участка до Павловска, составила 25,5 версты, то есть около 27 километров. Средняя скорость движения по новой дороге могла достигать 50 км/ч. Для того времени это было просто невероятно. Для сравнения: средняя скорость кареты составляла 10 км/ч.

Несмотря на то что железная дорога была открыта, поезда по ней ходили лишь по выходным. Ежедневное движение началось только 31 января 1838 года с использованием как паровозов, так и конской тяги. Переход только на паровую тягу состоялся 4 апреля 1838 года.

Для развлечений

Первая железная дорога воспринималась прежде всего как некое развлечение. 22 мая 1838 года открылось движение на участке Царское Село — Павловск. Герстнер, чтобы привлечь пассажиров, решил превратить Павловский вокзал в центр увеселительных прогулок и зрелищ. Здесь были установлены фонтаны. Кроме того, Герстнер решил заказать у лондонского инструментального мастера трубы и тромбоны, которые будут играть во время движения поезда. Каждую неделю дорога приносила доход в размере около 14 тыс. рублей.

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работал

Андрей Матвеев

1 комментарий к материалу.

Рафаєль В. Макаров 3 апреля 2014, 20:54

"ширина пути первой железной дороги, как и всех последующих, были больше ширины европейских. Для Царскосельской железной дороги была выбрана ширина колеи в шесть футов, или 1829 мм, что вызвало удивление западных инженеров. Герстнер пояснил, что перевозить экипажи и лошадей и размещать большое число пассажиров удобнее в составе с шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Европе и в Англии. По мнению Герстнера, более широкая колея позволит загружать в поезд даже кареты. Инженер также считал, что благодаря этому в будущем можно будет легко увеличить мощность паровозов.". Вот так из-за желания возить с собой кареты мы получили самостийный ширококолейный формат железных дорог. Правда после в России стали использовать, начиная с Ниоклаевской железной дороги, колею шириной 1524 мм (5 футов). Считается, что это было сделано под влиянием американских специалистов и российских инжинеров, посетившие южные штаты США незадолго до начала строительства Николаевской железной дороги. Ещё одной версией такого формата железнодорожной колеи стало желание предотвратить переброску из Европы в Россию войск и техники по железной дороге. Современный формат железнодорожной колеи составляет 1520 мм. Кроме железной дороги он используется во всех метрополитенах России и СНГ. На многих трамвайных линиях применяется колея 1 520 мм (хотя есть и узкоколейные, трамвайные системы с шириной колеи в 1 метр, например, в Калининграде, Пятигорске, Львове, Виннице, Житомире и Евпатории).

Добавить комментарий

Новое на сайте