Фото: navy.su
В Саратовском государственном музее боевой славы находится необычный экспонат. Напоминающий огромную рыбу, он привлекает внимание многих посетителей. Это «Тритон-1М», сверхмалая подводная лодка для доставки боевых пловцов.
Морской спецназ
Использование морских диверсантов во время Второй мировой войны показало, что боевые пловцы способны успешно выполнять задачи по уничтожению кораблей противника. Одними из первых стали применять подобные группы в Италии. В этой стране была создана Десятая флотилия МАС, которой командовал капитан Валерио Боргезе, получивший прозвище Черный Князь. Для совершения диверсий итальянскими подводниками использовались человекоуправляемые торпеды «Майале». Итальянские диверсанты только в 1941 году подорвали с их помощью несколько кораблей, среди которых были линкоры «Вэлиант», «Куин Элизабет».
В Британии также были разработаны управляемые человеком торпеды Chariot («Колесница»). Их пытались использовать в 1942 году при проведении операции Title против немецкого линкора «Тирпиц», но безуспешно. В 1943 году Британия применила против «Тирпица» сверхмалые подводные лодки класса «Экс», которые нанесли линкору значительные повреждения.
В Германии также были разработаны одноместные человекоуправляемые торпеды «Негер» и «Мардер» и сверхмалые подводные лодки «Зеехунд». Они были созданы для кригсмарине поздно, в 1944 году, и большой роли не сыграли. В Японии велась разработка торпед «Кайтен», которые управлялись пилотами-смертниками. Японцам удалось потопить танкер-заправщик «Миссисинева», эсминец «Андерхилл», десантный корабль и еще несколько судов.
«Тритон-1М». Фото: Саратовский государственный музей боевой славы
В СССР к человеко-торпедам относились скептически. Во время войны разработка таких проектов не велась. Первые подобные аппараты появились в стране лишь спустя 20 лет. Во время войны в СССР существовала рота морского спецназа, но после победы ее расформировали за ненадобностью. К этой теме снова вернулись в 1953 году. Тогда в составе Черноморского флота появилось первое подразделение подводных диверсантов. Позднее подобные отряды были сформированы и на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах. Интерес к проблеме морских диверсантов усилился после взрыва линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте. Существовала версия, что гибель корабля связана с деятельностью бывших итальянских боевых пловцов отряда МАС, обещавших отомстить за передачу СССР корабля «Джулио Чезаре», получившего в 1949 году название «Новороссийск».
Первые проекты
После образования отрядов морского спецназа встал вопрос о создании специальных средств, которые могли бы быстро и незаметно доставлять легководолазов до цели. В 1956 году на совещании, в котором приняли участие представители разведуправления ВМФ и другие специалисты, обсуждалась необходимость разработки таких технических средств. В частности, рассматривалась возможность создания аппарата по схеме «человек-торпеда», который бы выпускался из подводной лодки. В итоге в 60-х годах было разработано несколько вариантов человеко-торпед. Они были объединены под одним именем «Сирена». За основу была взята немецкая торпеда G7e, которую немцы использовали при разработке «Негера» и «Мардера».
Были созданы групповые подводные носители «Сирена» и «Сирена-У». Проведенные в 1971 году испытания аппаратов показали, что они не удовлетворяют требованиям бесшумности. Оказалось, что производимый ими шум сопоставим с шумом атомных подводных лодок. После модернизации появилась более совершенная модель «Сирена-УМЭ».
Семейство человеко-торпед «Сирена» было одним из направлений развития технических средств для боевых пловцов. Еще одним направлением стала разработка сверхмалых подводных лодок. Первой в этом семействе стала подводная лодка «Тритон-2М». Она должна была доставлять шесть водолазов. Работа по созданию аппаратов типа «Тритон» сначала велась на заводе «Гатчинский металлист» (ныне электромеханический завод «Буревестник»). Позднее проект был передан в Центральное проектное бюро «Волна», которое в 1974 году было объединено с СКБ-143 в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит». Строительство лодок было поручено вести ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу (сейчас «Адмиралтейские верфи»).
Макетный образец сверхмалой подводной лодки «Тритон-2М» был построен к 1966 году. В этом же году были проведены первые испытания. В целом лодка показала себя хорошо. В итоге было решено приступить к проектированию головного образца шестиместной сверхмалой подводной лодки «Тритон-2» и еще одного аппарата — «Тритон-1М», для двух человек. Всего было выпущено 13 подводных лодок «Тритон-2». Они состояли на вооружении ВМФ РФ и Украины. Двухместных подводных лодок «Тритон-1М» было создано 32 единицы. Большинство из них было списано в 1980-х годах. По некоторым данным, несколько экземпляров «Тритона-1М» до сих пор состоят на вооружении ВМФ РФ.
«Тритон-1М»
В марте 1966 года главнокомандующий ВМФ издал директиву «О создании специального подвижного отряда борьбы с ПДСС (подводными диверсионными силами и средствами)». Начальнику разведки ВМФ предписывалось разработать тактико-техническое задание на создание самоходного подводного двухместного аппарата с шифром «Т-1М». Работа в этом направлении была включена в программу «Система вооружения разведывательных частей специального назначения и специальной разведки СА и ВМФ на 1960–1970-е годы».
Проект сверхмалой подводной лодки «Тритон-1М» был готов в апреле 1970 года, а в 1972 году были созданы два опытных экземпляра. В течение нескольких месяцев — с февраля по июнь 1973 года — в Черном море проводились государственные испытания подводных лодок, по результатам которых были подписаны приемные акты.
Фото: navy.su
«Тритон-1М» представлял собой подводную лодку мокрого типа. В ней оба водолаза находятся в воде. Дыхание осуществлялось через стационарную дыхательную систему СТП-2 производства СКБ-КДА (Специальное конструкторское бюро кислородно-дыхательной аппаратуры). Полностью герметичными были лишь отсек, где находился пульт управления, аккумуляторный и электромоторный отсеки. Корпус «Тритона-1М» был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. Подводная лодка имела один гребной винт, который приводился в движение электродвигателем мощностью 3,4 кВт. «Тритон-1М» был оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией, автоматической системой движения по курсу.
«Тритон-1М» могли доставлять к месту выполнения операции на корабле или с помощью подводной лодки. Транспортировка носителя до моря осуществлялась автомобильным или железнодорожным транспортом, а также авиацией. На воду сверхмалая подводная лодка спускалась краном. «Тритон-1М» весил 1,6 т. Длина подводной лодки составляла 5 м, ширина — 1,35 м. Наибольшая глубина, на которую мог погружаться «Тритон-1М», достигала 40 м. Подводная лодка могла развивать скорость 6,5 узла (12 км/ч). Под водой она могла плавать в течение 6 часов. Но в случае необходимости «Тритон-1М» мог залегать на грунт и находиться на дне до 10 суток. После 3 часов плавания и 10-суточного нахождения под водой подводная лодка должна была пройти еще 10 миль. «Тритон-1М» может не только перевозить легководолазов. Он подходит для выполнения таких задач, как поиск подводных диверсантов, постановка мин, исследование дна, ремонт подводных сооружений.
Фото: navy.su
В настоящий момент существует усовершенствованный проект «Тритон-1М», который был разработан в СПМБМ «Малахит». Аппарат сохранил прежнее название. В новой сверхмалой подводной лодке было заменено почти все оборудование: движительный комплекс, система управления и навигационное и гидроакустическое оборудование. Линии подводной лодки стали более плавными. В остальном характеристики «Тритона-1М» не изменились.
Современный вариант «Тритона». Фото: ОАО «СПМБМ «Малахит»
1 комментарий к материалу.