Гибель «Гойи», или Крупнейшая морская катастрофа

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


Фото: Торпедирование транспорта «Гойя». Художник И. Родионов. Открытка

16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 отправила на дно грузовое судно «Гойя», которое перевозило эвакуированных из Восточной Пруссии гражданских лиц и немецких военнослужащих. В этой катастрофе погибло около 7 тыс. человек. 

Война близилась к концу. Немецкие пассажирские суда активно вывозили военных, раненых и гражданское население из Восточной Пруссии. Для эвакуации властями нацистской Германии была развернута операция «Ганнибал», в ходе которой, по некоторым оценкам, было эвакуировано около 2 млн человек.

Несколько судов во время этой операции были атакованы советскими подводными лодками. Так, 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско был потоплен немецкий круизный лайнер «Вильгельм Густлофф». Тогда погибло около 5,3 тыс. человек. 10 февраля жертвой подводной лодки Маринеско стал еще один немецкий пассажирский лайнер — «Генерал Штойбен». Эта катастрофа унесла жизни около 3,6 тыс. человек.

16 апреля из Данцигской бухты должно было выйти еще одно судно. Это был немецкий транспорт «Гойя». Построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло в 1940 году, судно предназначалось для перевозки грузов. 4 апреля того же года оно было спущено на воду. Однако после того, как Норвегия была оккупирована фашистами, «Гойю» реквизировали. Его использовали в качестве мишени для подводных лодок, а во время проведения операции «Ганнибал» наспех переоборудовали для эвакуации военных и гражданского населения. Для перевозки пассажиров оно плохо подходило. Судно также не имело разделенных отсеков, что делало его уязвимым. В случае попадания торпеды оно могло быстро уйти на дно.

К середине апреля «Гойя» успел совершить уже четыре похода, перевезя в общей сложности около 20 тыс. человек. В этот раз эвакуация проходила как никогда неспокойно. Приближение Красной армии заставляло торопиться. Как только 16 апреля 1945 года судно стало на якорь в Данцигской бухте недалеко от косы Хель, началась посадка. «Гойя» должен был принять около 1,5 тыс. немецких солдат и офицеров 4-й танковой дивизии вермахта, около 400 раненых и 5 тыс. беженцев. Людей было больше, чем обычно. Территорию вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи, что этот транспорт будет последним. Люди заняли все проходы и лестницы судна. Посадка сопровождалась налетами советской авиации. Одна из бомб попала в носовую часть судна, но к повреждениям, из-за которых «Гойя» не мог бы выйти в море, это не привело.

Первоначально судно должно было следовать в город Свинемюнде на западе Польши, но, поскольку все порты в этом районе были заполнены беженцами, было решено направляться в Копенгаген. В восьмом часу вечера «Гойя» и еще два судна (небольшие теплоходы «Кроненфельс» и «Эгир») вышли из Данцигской бухты. Конвой составляли два минных тральщика — М-256 и М-238. Перегруженные транспорты двигались медленно, около 9 миль в час (14,5 км/ч).

Погода стояла ветреная. Уже стемнело. Конвой обогнул полуостров Хель, но здесь его встретила советская подводная лодка Л-3, которой командовал В.К. Коновалов. Она уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая немецкие транспорты.


Фото: М.Кузнецов/Wikimedia Commons

Подводная лодка Л-3 («Фрунзевец») относилась к серии подводных минных заградителей типа «Ленинец». Она была заложена 6 сентября 1929 года, а спущена на воду 8 июля 1931 года. По тем временам Л-3 была одной из лучших в своем классе. К 1945 году это была уже гвардейская подводная лодка. Она успела совершить несколько успешных операций. К тому времени Л-3 потопила торпедами и поставленными минами около 18 вражеских судов общим тоннажем около 52 тыс. тонн и семь боевых кораблей. Это была одна из самых успешных советских субмарин Великой Отечественной войны. Не раз подводная лодка подрывалась на минах, а один раз попала под таран немецкого транспорта. Получив повреждения, она чудесным образом возвращалась на базу. Поздно ночью 16 апреля подводная лодка Л-3 находилась севернее маяка Риксгафт. Обнаружив вражеский конвой, советские подводники выбрали для атаки самое большое судно. Им оказался «Гойя».

Из-за темноты советскую подлодку немцы заметили не сразу. Чтобы догнать конвой, Л-3 пришлось всплыть. Преследование происходило в надводном положении. Совершив несколько маневров, подводная лодка приготовилась к атаке. Согласно записям советских подводников, конвой был обнаружен в 00:42. Согласно немецким данным, взрыв произошел в 23:52.

Л-3 выпустила по «Гойе» две торпеды. Обе попали в цель, в левый борт. На судне возникла паника. Некоторые стали прыгать за борт. Корма «Гойи» просела, а затем корпус судна переломился пополам. Спасательные шлюпки не помогли, поскольку судно быстро ушло на дно. После последующего взрыва в трюме «Гойя» затонул всего за семь минут. Спастись смогли менее 200 человек из почти 7 тысяч.

Корабли сопровождения устремились за подводной лодкой. Два с половиной часа они охотились за Л-3, сбросив пять глубинных бомб. Они разорвались рядом с советской субмариной, однако уничтожить ее так и не смогли. Вернувшись назад, корабли конвоя подобрали оставшихся в живых. Некоторые спаслись на плотах, но их было мало. Многие погибли от переохлаждения. Гибель «Гойи» стала крупнейшей морской катастрофой по числу жертв за всю историю.

За атаку на транспорт «Гойя» В.К. Коновалов был удостоен звания Героя Советского Союза, но награду он получил одним из последних среди военных моряков — 8 июля 1945 года.

Подводная лодка Л-3 находилась на службе до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. Рубка Л-3 и 45-миллиметровое орудие сейчас находятся в парке Победы на Поклонной горе в Москве.

Автор

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

18 апреля 2014
10 000 просмотров

1 комментарий к материалу.

Олег Рябчич 18 апреля 2014, 11:24

На всё воля твоя, Боже!

Добавить комментарий

Новое на сайте