Как в Москве появились первые автобусы

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Агитационный автобус у Бахметьевского гаража, конец 1920-х — начало 1930-х годов.  Фото: moscowwalks.ru

18 апреля 1922 года в Москве появился первый автобусный маршрут. Он связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом. В 1924 году открылось автобусное движение по дачной линии Пресненская застава — Серебряный Бор. В этом же году было открыто еще несколько автобусных маршрутов, автобусное сообщение стало регулярным. 

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ АВТОБУСОВ

Первые попытки организовать автобусное движение в России предпринимались еще до революции. В больших городах — в Санкт-Петербурге, Одессе, Архангельске — курсировали в ограниченном количестве так называемые омнибусы. В Москве же еще с 1847 года использовались «линейки» — конные повозки на 10–14 мест. Они курсировали по трем радиальным маршрутам — от Красной площади до Смоленского рынка, Покровского (Электрозаводского) моста, Рогожской заставы, а также по диаметральному маршруту — от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы. Московские предприниматели не раз обращались в городскую думу с предложением пустить омнибусы, но получали отказ: омнибусы, по мнению городских властей, были бы слишком громоздки для узких московских улиц и затрудняли бы движение.

NAG и «Даймлер» в Останкино, 1913 год.
Фото: Wikimedia Commons

ПЕРВЫЙ АВТОБУС

Первым, кто попытался запустить автобусную линию в Москве, стал граф Шереметев. 17 июля 1907 года от конечной остановки трамвая в Марьиной Роще до Останкино стали курсировать два открытых автобуса: 8-местный «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. По сути, этот маршрут стал пригородным, так как власти не хотели, чтобы автобусы конкурировали с трамваями, принадлежащими городу. Автобусный маршрут работал только в летний сезон, и вскоре линия была закрыта. Тем не менее через год появились еще два пригородных маршрута: от Петровского парка до Покровского-Глебова и от Семеновской заставы до Измайловского зверинца. На этих маршрутах, организованных предпринимателем Бузниковым, использовались австрийские машины на 10 мест. Кроме того, летом 1908 года открылось еще несколько частных автобусных линий, ходивших от конечных станций трамвая в ближайшие пригороды. Многоместные автомобили ходили также там, где шел ремонт трамвайных линий. В июле 1908 года Управление городских железных дорог приобрело «самодвижущийся омнибус», который ездил от Театральной площади до Болотной и Серпуховских ворот. Эта первая попытка пустить автобус в самом центре города провалилась: из-за плохих мостовых омнибус вышел из строя уже через три недели.

«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьино Роще, конец 1920-х годов.
Фото: moscowwalks.ru

РЕГУЛЯРНОЕ АВТОБУСНОЕ СООБЩЕНИЕ

К 1923 году было принято решение организовать регулярное автобусное сообщение в дополнение к перегруженной московской трамвайной сети. Закупать автобусы решили за границей, советские заводы их пока не производили. В апреле 1924 года было запущено несколько импортных «фиатов» и «бюссингов», а также самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава — Серебряный Бор. Каждый автобус за девять часов работы успевал перевезти до 200 пассажиров и приносил в среднем 52 рубля прибыли. Кроме того, расчеты показали, что сооружение трамвайной линии обойдется городу в 25 раз дороже, чем организация автобусного маршрута той же протяженности, и первая городская автобусная линия заработала 8 августа 1924 года. На следующий день газеты писали: «Вчера в 12 часов в Москве открылось регулярное автобусное сообщение от Каланчовской площади до Тверской заставы. Весь маршрут в 8 верст разбит на 4 станции и 13 остановок, в пути — 25–27 минут. По линии курсируют 8 автобусов с интервалом 6–8 минут. Плата за одну станцию — 10 копеек». Для этого маршрута в Англии было закуплено восемь праворульных автобусов марки «Лейланд». Водители автобусов носили специальную форму и перчатки.

Автобусная остановка в Москве, 1920-е годы.
Фото: Wikimedia Commons

АВТОБУСНЫЙ ПАРК

Гараж первых московских автобусов находился на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, однако уже к 1925 году он не мог вместить все машины, и большинство автобусов стояло под открытым небом. В 1926 году городские власти выделили для автобусов более вместительный гараж на Большой Ордынке, а через год был построен специализированный автобусный парк-гараж на 125 машин «Лейланд» на Бахметьевской улице. К этому моменту в Москве уже успешно работали 130 «лейландов» на 13 автобусных маршрутах. Первые советские автобусы — Я-3, Я-6, а также АМО-4 и АМО-Ф-15, позже переименованные в ЗИС, — появились на московских улицах в 1929 году. В 1931-м число автобусов в Москве составило 203, а в 1934-м — 422 машины. К середине 60-х годов основной маркой автобусов в Москве стал ЗИЛ-158 (или ЛиАЗ-158).

АВТОБУСНЫЕ МАРШРУТЫ

Во второй половине 30-х годов автобус постепенно стал вытеснять трамвай. Автобусными маршрутами теперь были охвачены не только окраины, но и центр: в 1936–1937 годах на некоторых центральных магистралях были сняты трамвайные пути, на следующий день после снятия рельсов автобус заменял трамвай. К 1937 году в Москве работал 41 автобусный маршрут, в том числе и два ночных: маршрут «Б» по Садовому кольцу и № 24 от площади Свердлова до автозавода имени Сталина. К 1950 году автобус становится основным наземным видом транспорта: в новые районы города было проще и дешевле пустить именно автобус, а не трамвай или троллейбус. К 1963 году объем перевозок на автобусе почти сравнявлся с объемами перевозок на метро. К этому времени автобусный транспорт в Москве стал вторым по значению видом городского транспорта и практически главным видом транспорта в новых жилых районах, где было открыто 68 новых маршрутов.

Старый ЗИС-16 и новый ЗИС-154 у Белорусского вокзала, 1950 год.
Фото: moscowwalks.ru

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

Новое на сайте