Стратегическая льдина: дрейфующая станция для советских бомбардировщиков

14
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Полеты советских стратегических бомбардировщиков в Арктике в 1950-х годах не принесли желаемого результата. Их дальность была недостаточна, а дозаправка в воздухе в то время в СССР практически не применялась. Тогда родилась идея использовать научные дрейфующие станции в качестве аэродрома.

В 1956 году советские полярники искали место для размещения новой полярной станции. На поиски из Тикси был отправлен самолет Ли-2. Для размещения дрейфующей станции подходила круглая или овальная льдина толщиной не менее 3–4 м и площадью 4–6 кв. км. В начале апреля 1956 года в 330 км от острова Врангеля была замечена подходящая льдина размером 14 на 11 км. Она была выбрана для размещения новой научной дрейфующей станции и должна была заменить «Северный полюс — 5», который вскоре предполагалось эвакуировать. Новая станция открылась 19 апреля 1956 года. Она отличалась от всех других станций. Льдина имела большую толщину — 9–12 м. Это гарантировало, что она не разломается. Вероятно, льдина откололась от крупного ледника в Канаде.

Полярники установили здесь шесть щитовых домиков. Было найдено место для аэродрома. Был также организован медицинский пункт. В 1957 году на льдине построили магнитный павильон и первую на дрейфующих льдах ионосферную станцию. Летом полеты на «Северный полюс — 6» выполнялись эпизодически. Дело в том, что температура в это время поднималась до 2 градусов Цельсия, и вода заливала весь аэродром. Доставлять активно грузы авиацией снова начинали с наступлением осени. Работать на станции приходилось в непростых условиях. Зимой часто случалась пурга, которая продолжалась несколько суток. Полярники посменно с помощью трактора расчищали полосу.

К Арктике проявляли интерес СССР и США и с военной точки зрения. Через Северный Ледовитый океан пролегал кратчайший путь из США в Советский Союз. В то время советские бомбардировщики не могли добраться до территории США и вернуться обратно без посадки: не хватало запаса топлива. В то время в СССР только-только началась работа по созданию на основе стратегических бомбардировщиков самолетов-заправщиков. Поэтому узнав о дрейфующей станции «Северный полюс — 6» военные решили использовать ее в качестве аэродрома для дозаправки военных самолетов.

После того, как в феврале и марте 1958 года бомбардировщики Ту-16 сбросили 25 ядерных бомб на Новоземельский полигон, американцы активизировали полеты своей стратегической авиации. Американские самолеты взлетали с авиабазы Туле в Гренландии, долетали с ядерными бомбами до советских берегов и поворачивали обратно.

Из 45-й авиационная Гомельской дивизии Дальнего Действия с секретным заданием на аэродром Тикси были отправлены три самолета Ту-16А, а из Мачулянского 121-го полка — два самолета Ту-4Р. Они должны были совершить посадку на дрейфующую станцию в Северном Ледовитом океане. Это была рискованная операция. До настоящего времени еще ни один тяжелый бомбардировщик в мире не садился на льдине в Арктике.

В апреле 1958 года на станции «Северный полюс — 6» находилась третья экспедиция во главе с С.Т. Серлаповым. К тому времени льдина сильно уменьшилась. Ее размеры стали 8,3 на 2 км. На станции была создана специальная воинская часть 06742 для обслуживания и содержания аэродрома. Военные должны были подготовить аэродром для приема тяжелых самолетов, но что это были за самолеты, из Москвы не сообщили. Чтобы выровнять поверхность, военные пробурили во льду отверстия и залили неровности полосы откаченной насосами морской водой. После чего ее разровняли тракторами и утрамбовали снегом.

Посмотреть, как будет садиться самолет, на ледяной остров на обычном транспортном самолете прилетела делегация во главе с генералом Л.Д. Рейно.

Планировалось, что первым на льдину сядет самолет Ту-16А под командованием полковника А. А. Алехновича и сразу же взлетит. Вслед за ним совершит посадку и взлетит второй бомбардировщик Ту-16А, затем третий.

Операция была намечена на 26 апреля 1958 года. Самолеты, согласно плану, поднялись в воздух с аэродрома Тикси и направились в сторону дрейфующей станции. Первым сел самолет Алехновича. Во время посадки никаких проблем не возникло. Самолет развернулся на 180 градусов, и стал готовиться к взлету, но тут произошло ЧП. Ту-16 уже пробежал 500 метров, но его повело влево, где был неутрамбованный снег. Там находились бочки с горючим и самолет Ли-2. Ту-16 врезался в него, лишившись правого крыла. Из самолета полился керосин, но пожара не произошло.

Кто был виноват в данной ситуации? На этот счет существует несколько мнений. Сам Алехнович винил во всем военных, которые плохо подготовили полосу. По его мнению, на полосе имелась незамерзшая вода, которая и привела к неконтролируемому поведению самолета. По версии военных, которые готовили полосу, вина в аварии лежит на летчике, который не учел ряд факторов, в частности ветер, и решил продолжить взлет, несмотря на то что одна стойка шасси оказалась за боковой границей полосы. После разбирательств полковника Алехновича уволили в запас с формулировкой «по болезни».

Ту-16А оставили на льдине. Хотя его пытались замаскировать, самолет обнаружили натовские самолеты-разведчики. Чтобы не провоцировать США, самолет сожгли и, по одной из версий, утопили в океане. Посадить дальний бомбардировщик на льдины в СССР больше не пробовали.

Автор

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

20 апреля 2014
10 000 просмотров

1 комментарий к материалу.

Денька Никонец 20 апреля 2014, 10:15

вот это уровень!

Добавить комментарий

Новое на сайте