В конце XVII века в составе флота европейских государств начинают появляться представительские суда. Не стала исключением и Россия. Первой царской яхтой в России стал знаменитый ботик Петра Великого, дедушка русского флота, бот «Святой Николай», привезенный в Россию из Англии еще при деде Петра Великого. Сначала представительские суда назывались царскими, но в 1892 году стали именоваться императорскими.
ШТАНДАРТ
Яхта «Штандарт» была построена в 1895 году в Копенгагене по указу императора Александра III. Но увидеть спущенную на воду яхту ему было не суждено. Вместо него в Копенгаген приехали Николай II и Александра Федоровна. Российский император не дождался ходовых испытаний. Вместе с супругой он отправились на яхте в Англию, а затем во Францию. Яхта, построенная на датской верфи «Бурмейстер и Вейн», была дорогим удовольствием. Она обошлась государству в 5,5 млн. рублей. Яхта стала любимым судном императора Николая. Каждое лето он проводил на «Штандарте» обязательный двухнедельный отпуск вместе с семьей.
Трехмачтовый «Штандарт» водоизмещением 5,5 тыс. тонн отличался комфортом и элегантностью. Длина судна составляла 122 м. Яхта считалась одним из лучших судов подобного рода в мире. Над верхней палубой размещались гостиные, салоны и кают-компании, отделанные ценными породами дерева. Императорские покои включали огромную гостиную, рабочий кабинет царя, спальню и ванную. Рядом располагались покои императрицы, каюты великих князей и княжон, а по бортам размещались каюты царской свиты. На нижней палубе находились помещения для прислуги, кубрики экипажа, радиорубка. Было здесь даже отдельное место для оркестра. На яхте были пушки, но они предназначались отнюдь не для военных целей. Из орудий предполагалось пускать салюты по особо торжественным случаям или для приветствия официальных делегаций, который посещали яхту довольно часто. Николай II любил устраивать на «Штандарте» приемы. Яхту успели посетить король Сиама, император Германии Вильгельм II, президент Французской республики. Английский король Эдуард VII устраивал в честь прибытия «Штандарта» парад королевского флота.
Несмотря на скромное вооружение, «Штандарт» был прекрасно оборудован для безопасного плавания. При создании яхты упор был сделан на непотопляемость. О том, что яхта отличалась высокой надежностью и прочностью, подтверждает случай, произошедший в 1907 году. Когда яхта проплывала у берегов Финляндии, она неожиданно натолкнулась на подводную скалу. Все люди, которые были на тот момент на судне, стали готовиться к эвакуации. Но к всеобщему удивлению яхта не затонула. Причиной этому были герметичные отсеки. После ремонта она опять отправилась в море. Яхта была оснащена паровой машиной, работавшей на угле. Его запасы достигали 680 тонн, которые распределялись по бортам и могли принимать воду в случае непредвиденных обстоятельств. На борту яхты находились спасательные шлюпки и катера. Кроме того, была создана специальная служба морской охраны для сопровождения и охраны государя во время плавания и дипломатических визитов. В состав морской охраны входили минные крейсеры, миноносцы и подводная лодка. В 1905 году у «Штандарта» появился корабль-дублер: крейсер «Алмаз» с почти идентичным силуэтом, тремя мачтами и двумя трубами, отличить который мог бы только высококлассный профессионал. Во время визитов «Алмаз» всегда старались разместить ближе к берегу. На «Штандарте» несли службу офицеры гвардейского экипажа, лично утвержденные Николаем II. Как правило, это были моряки, имевшие боевой опыт.
После революции «Штандарт» был переименован в «Марти» и переоборудован в минный заградитель в составе Балтийского флота. В этом качестве судно стало флагманом соединения заграждения и траления. В самом начале войны «Марти» под обстрелом смог осуществить десять минных постановок в устье Финского залива. В ноябре 1941 года эвакуировал с полуострова Ханко в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза. В 60-е годы яхта была разобрана на металл.
АЛЕКСАНДРИЯ
Императорскую яхту «Александрия» можно считать рекордсменом среди всех российских императорских яхт. На ней бывали Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Она была заложена в 1851 году, и она прослужила более полувека.
Свое название яхта получила в честь супруги российского императора Александры Федоровны. Судно построили на верфи Джона Карла в Англии. Николай I любил путешествовать на ней вместе с семьей по Финскому заливу. Иногда яхта использовалась для плавания по Ладожскому озеру. Чаще других среди российских императоров на яхте плавал Александр II. «Александрия» использовалась и для приема гостей. Так на судне побывали королева Дании, король Греции, император Бразилии.
Яхта была вооружена тремя пушками, которые предназначались исключительно для салютов. Корпус яхты был сделан из железа. Внутренние помещения отличались роскошью. Здесь можно было увидеть карнизы, покрытые позолотой, персидские ковры искусной работы, мебель из ценных пород.
За время службы с «Александрией» произошло два происшествия. В 1856 году, когда на борту находился император Александр II, яхта столкнулась с клипером «Джигит». В 1873 году «Александрию» протаранил норвежский пароход, однако яхту удалось отремонтировать.
СИМЕОН И АННА
Яхта, названная в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, была заложена по указу Павла I на галерной верфи Санкт-Петербурга и спущена на воду в октябре 1798 года. 12-весельная яхта числилась в составе Балтийского флота бригом, имела две мачты с парусным вооружением. Яхта была любимицей императора Павла, а позже и его сына Александра I, который именно на ней предпочитал совершать морские прогулки и смотр флота. В 1812 году «Симеон и Анна» принимала участие в Отечественной войне, доставляла гардемарин Морского корпуса из Кронштадта в Роченсальм, ходила между Роченсальмом и Кронштадтом, а в 1814–1816 годах — между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Яхта стала первым кораблем «Морского гвардейского экипажа», созданного Александром I в 1810 году.
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
106-метровая императорская яхта «Полярная Звезда», построенная на Балтийском заводе, была спущена на воду 19 мая 1890 года. Она была принята в ранге Гвардейского экипажа в состав Балтийской флотилии. Прототипом «Полярной звезды» стали английские суда Iris и Mercury. До 1914 года императорская семья совершала на яхте официальные визиты в Европу и принимала монархов, поэтому внутреннее убранство судна не уступало дворцовому в роскоши. Вся мебель и обшивка яхты были выполнены из ценных пород дерева. В распоряжении императора и его супруги находились спальни и рабочие кабинеты. На борту также были церковь и даже коровник с каютой для коровницы, чтобы обеспечить царскую семью свежим молоком во время длительных путешествий. Подводная часть корпуса была обшита медными листами.
Первый дальний поход «Полярная звезда» совершила с императором Александром III на борту. Яхта прошла по маршруту Христианзанд — Фальмут — Виго — Христианзанд — Гельсингфорс.
В 30-х годах прошлого века яхту переоборудовали в плавбазу подводных лодок. А царские каюты стали использоваться для проведения заседаний Военного Совета Балтийского флота.
ЦАРЕВНА
Императорская яхта «Царевна» была построена в Англии в 1874 году. Трехмачтовое судно отличалось изящной архитектурой и прекрасными мореходными данными. На этой яхте часто плавал Александр III еще до того, как вступил на престол. Некоторое время «Царевна» была любимой яхтой императрицы Марии Федоровны. Судно получило четыре 4-фунтовых орудий. Помимо паровой машины, выдававшей мощность 820 л.с., яхта имела косые гафельные паруса. Небольшую рубку разместили в кормовой части яхты. Там же находился царский салон, отделанный ценными породами дерева. Стоимость яхты составляла 209 тыс. рублей, гораздо меньше, чем, скажем, «Штандарта», но все равно эта сумма была не маленькая.
Яхта «Царевна» совершила несколько длительных походов: из Англии в Кронштадт, из Кронштадта в Севастополь и обратно. После вступления на престол императора Александра III «Царевна» перешла в личное пользование императрицы Марии Федоровны. Каждый год императрица совершала на «Царевне» плавания по финским шхерам. В 1920-е годы яхта была разобрана на металлолом.