Знаменитые архитектурные капризы

2
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Скрипучая беседка. Фото: tsarselo.ru

Архитектурным капризом, или фолли, что в переводе с английского означает «причуда», называют необычные и причудливые строения, которые, как правило, возводят в парках или садах. Не предназначенные для каких-то особых целей, такие архитектурные сооружения служат прежде всего для украшения окружающего пространства. В России есть несколько примеров подобных фолли. 

ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО

Это сооружение, ставшее символом Ялты, было создано в неоготическом стиле в 1911 году. Раньше здесь был построен деревянный домик «Генералиф». Новое здание возвели на скале высотой 40 м у мыса Ай-Тодор. Проект здания, напоминающего старые баварские замки, был поручен архитектору Леониду Шервуду нефтепромышленником бароном Штейнгелем, который купил землю на Аврориной скале. Так появилось компактное «Ласточкино гнездо». Его длина составила 20 м, а ширина равнялась 10 м. Здание имело башню с тремя ярусами и окна в виде остроконечных арок. В начале Первой мировой войны владелец решил продать замок купцу Шелапутину. Тот открыл в нем ресторан, который правда вскоре был национализирован. В советские годы в «Ласточкином гнезде» находилась столовая, для любителей чтения позднее был создан читальный зал. В 70-х гг. здесь открыли ресторан. Несколько раз замок страдал от землетрясений: в 1927 году в результате двух толчков в море обрушилась часть опорной скалы, а в стенах «Ласточкиного гнезда» появились трещины, в 1966 году замок начал проседать, из-за чего был закрыт для посетителей.

Было предложение полностью разобрать здание и построить его из тех же материалов уже на новом, более безопасном, месте. Но в итоге было решено оставить сооружение на скале.

«Ласточкино гнездо» вновь было открыто для туристов после реконструкции и работ по укреплению фундамента. Здание окружили антисейсмическими поясами. Был немного изменен и сам облик сооружения. Была немного увеличена высота башни. Кроме того, «Ласточкино гнездо» получило четыре новых шпиля. Место пользовалось популярностью у режиссеров. Так например здесь был снят фильм «Десять негритят». В настоящее время в здании действует ресторан, а рядом находится смотровая площадка «Капитанский мостик», откуда видны Ялта и Аю-Даг.


Фото: Dmytro Sergiyenko/Wikimedia Commons

МАРИЕНТАЛЬ

Архитектурный каприз Павла I, замок Мариенталь был построен в 1798 году в Павловске, в землях, подаренных Екатериной II по случаю рождения будущего императора Александра I. Замок прозвали Крепость Бип — Бастион императора Павла и Большая игрушка Павла, а также Форт, Цитадель, Бипс. Над проектом два года работали архитекторы Винченцо Бренна и Квадри, земляные укрепления замка возводил инженер Каюс. Крепость Бип была выполнена в виде пятиугольника с внутренним двором и двумя башнями. После завершения строительства на башни повесили часы и герб Павловска. Вокруг крепости, которую оснастили 28 артиллерийскими орудиями, были построены военные укрепления, через реки Славянка и Тызьва перекинули подъемные мосты. В крепости разместились военная часть и артиллерия, которая давала салюты – например, по случаю удачного завершения швейцарской и итальянской военных кампаний А.В.Суворова пушки выстрелили сто один раз. После смерти Павла I в крепости в разное время находились медицинские и учебные заведения, детские ясли. Во время гражданской войны в крепости находился штаб генерала Юденича, а во время Великой Отечественной войны Мариенталь практически уничтожил пожар: от нее остались только несущие стены. В 2000 году крепость Бип была восстановлена: сейчас здесь находятся гостиница и ресторан.


ПИРАМИДА

В Царском Селе на берегу Лебяжьего пруда по проекту архитектора Неелова была возведена Пирамида в неоегипетском стиле. В конце XVIII века в Европе распространилась мода на такие сооружения, поэтому Екатерина II решила заказать нечто подобное. Так была построена кирпичная беседка в форме пирамиды с четырьмя мраморными колоннами по образцу древних усыпальниц, символизировавших вечность. Затем в 1781 году ее разобрали, и на ее месте английский архитектор Чарльз Камерон возвел новую пирамиду из гранита, которую прозвали «китайской», «пирамидой с урнами» и «пирамидальным мавзолеем». Камерон полностью переделал интерьер пирамиды: внутри располагался большой зал с мраморным полом, окруженным вазами и урнами. Со временем Пирамида обросла мхом и стала казаться действительно древней. За пирамидой Екатерина II решила захоронить своих любимых собак — Тома Андерсона, Земиру и Дюшеса, о чем сообщали соответствующие мраморные таблички.

СКРИПУЧАЯ БЕСЕДКА

Прообразом Скрипучей беседки на берегу Верхних прудов в Царском Селе стали традиционные беседки в китайских садах, в которых пили чай и созерцали закат солнца. На крыше беседки был установлен флюгер в виде китайского флажка, который при резком ветре издавал звуки, похожие на скрип, за что беседка и получила свое название. Самобытное строение было возведено в 1778–1786 годах по проекту архитектора Фельтена, хотя автором некоторые называют и Ринальди, который работал над Китайской деревней в Царском Селе. Центр беседки составляет овальный купольный зал, отделанный мрамором, по сторонам которого располагаются два квадратных помещения. Крышу, загнутую вверх, венчают позолоченные фигуры драконов — подражание китайским пагодам, а двери изначально украшались резьбой, имитировавшей китайские иероглифы. Беседка сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны и была восстановлена только к 300-летию Царского Села.

КИТАЙСКИЙ ТЕАТР

Получивший во времена Екатерины название «каменная опера», театр был частью Китайской деревни, построенной в Царском Селе как дань европейскому увлечению стилем шинуазри (от французского chinoiserie — «китайская безделушка»). Архитекторы возводили беседки и здания, руководствуясь своими личными представлениями о китайском стиле. Значительное количество зданий шинуазри спроектировал архитектор Ринальди, в том числе и Китайский театр. Каменная опера возводилась в 1778–1779 годах под руководством Неелова, который внес в проект Ринальди свои изменения. Кровля театра имитировала китайские — стремилась ввысь, интерьер отличался восточной помпезностью. Ложи театра украшали фарфоровые вазы и фигурки драконов и знаков зодиака. На шелковом занавесе были изображены сцены из повседневной жизни Китая. 13 июня 1779 года в театре состоялась первая премьера — опера композитора Джованни Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс». Во время Великой Отечественной войны театр сильно пострадал от пожара и до сих пор так и не восстановлен.

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

Новое на сайте