Подарок патриарху: лимузин от товарища Сталина

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

В 1949 году по личному распоряжению Сталина был изготовлен особый экземпляр ЗИС-110 с темно-зеленым кузовом. Это был единственный ЗИС-110 такого цвета. Предназначался автомобиль для патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Подарок был вручен ему на Пасху. Представительский автомобиль патриарх получил как знак благодарности Русской православной церкви за помощь в победе над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Во время войны православная церковь оказывала не только духовную поддержку советским солдатам, но и помогала армии деньгами, которые ей передавали верующие. Так, в январе 1943 года митрополит Московский и Коломенский и местоблюститель Патриаршего престола Сергий послал Иосифу Сталину телеграмму, в которой попросил открыть счет для внесения денежных средств, собранных на нужды фронта. В 1943 году церковь отправила в дар деньги (8 млн рублей), которые пошли на создание танковой колонны «Дмитрий Донской». Всего будет построено 40 танков Т-34-85, которые поступят в войска в марте 1944 года. Интересно, что часть средств была собрана и с оккупированных территорий (пожертвования доставлялись через партизан). Кроме того, на деньги, собранные православной церковью, была создана авиаэскадрилья.

Подарок Сталина был, конечно, и политическим жестом, призванным наладить отношения с патриархией. В 1952 году Сталин сделает Алексию I по случаю его 75-летия еще один подарок — передаст Московской патриархии бывшую усадьбу Колычевых в Переделкино, которая станет летней резиденцией патриарха.


ЗИС-110 не был единственным автомобилем патриарха. После войны он ездил на «Победе», потом на «Волге». Хотя «Волга» была более новой моделью, Алексий I предпочитал «Победу», поскольку в нее можно было свободно войти, в «Волгу» же приходилось сначала садиться, перед тем как в нее забраться. Позднее патриарх получил ЗИМ, который ему был выделен распоряжением Совета Министров СССР. ЗИС-110 не был повседневной машиной Алексия I. Он использовал этот автомобиль по особым случаям. Связано это было во многом с особенностями самой машины. На ЗИС-110 патриарха был установлен двигатель от ЗИС-115 (бронированной модификации ЗИС-110). Как и все ЗИС-110, автомобиль требовал для работы высокооктановый бензин, который в то время был в дефиците. Для машины был необходим бензин с октановым числом 74, но тогда автопарк СССР работал в основном на бензине А-66. Специально для машины патриарха Советом Министров СССР выделялось 20 л высокооктанового бензина ежемесячно. Если учесть, что машина отличалась высоким расходом топлива — 27 л на 100 км, этого, конечно, хватало лишь на непродолжительные поездки по особым праздникам. Так, в Пасху Алексий I приезжал непременно на ЗИС-110. Надо сказать, что для дальних поездок был предусмотрен специальный вагон.

Хотя автомобиль мог развивать скорость 140 км/ч, а до 100 км/ч он разгонялся за 28 секунд, с большой скоростью патриарх ездить не любил. Когда шофер об этом забывал, Алексий I напоминал ему, чтобы тот снизил скорость до 85 км/ч. Правда, скорость на этом автомобиле не ощущалась. Машина ехала как корабль, плавно и мягко.

ЗИС-110 был первым советским послевоенным легковым автомобилем высшего класса. Он отличался комфортабельностью. Машина имела хорошую шумоизоляцию. Этому способствовали и толстые стекла. Кроме того, в автомобиле была предусмотрена система обогрева, имелся радиоприемник. Сиденья были очень удобными. Наполнителем для них служил гагачий пух, который вдувался в чехол насосом. В ЗИС-110 впервые в СССР стекла поднимались автоматически. Происходило это благодаря гидродомкратам. Подобное решение объясняется тем, что в автомобилях могли быть установлены бронированные стекла. Также ЗИС-110 впервые среди всех советских автомобилей имел независимую подвеску передних колес, гидравлический привод тормозов.

Облик ЗИС-110 был элегантен. Сталин любил американские «паккарды». Хотя по его желанию автомобиль и был изготовлен таким, чтобы он напоминал «Паккард-180», ЗИС-110 обладал все же своим шармом. Автомобиль патриарха отличался от других цветом. Кузов был темно-зеленым. Сделано это было специально для того, чтобы он напоминал зеленую мантию патриарха. Зеленый цвет символизирует победу жизни над смертью. Подаренная Сталиным Алексию I машина была не единственным в СССР представительским автомобилем, отличавшимся своим цветом. Так, позднее на красной «Чайке» ездил начальник пожарной охраны Москвы. На желтом ЗИЛ-114 передвигался министр внутренних дел Николай Щелоков.

Надо сказать, что автомобиль патриарха был не единственным ЗИС-110, подаренным Сталиным. В том же году такую же машину, только в черном цвете, получил молодой руководитель северокорейского государства Ким Ир Сен. Кроме того, ЗИС-110 был подарен президенту Финляндии Юхо Кусти Паасикиви.

После того как патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 года в возрасте 92 лет, машина осталась в гараже патриархии, но с тех пор не использовалась. Новому патриарху Пимену подарили более современные ЗИЛ-114 и ГАЗ-13.

В 1990-х годах основатель музея старинных автомобилей и мотоциклов Дмитрий Ломаков обратился к патриарху с просьбой продать ему ЗИС-110 Алексия I. Три года он ждал ответа, в итоге патриарх Алексий II распорядился отдать машину в музей за символическую плату. С тех пор машина является частью экспозиции и единственным автомобилем, который не покидает стены музея. ЗИС-110 сохранил первоначальную краску, хотя в некоторых местах она и потрескалась. Пострадал и руль — как говорят, от неиспользования. В остальном автомобиль сохранился в том виде, в каком его видел Алексий I, — с бежевой драповой обивкой, колесами с резиной двух цветов и эмблемой с позолотой и рубиновыми эмалями.

Автор

Андрей Матвеев

Новое на сайте