Все мы знаем советские «Волги», «Жигули», «Москвичи», но были в СССР автомобили, которые, к сожалению, не пошли в серию, но отличались оригинальными конструкторскими идеями. Вспомним самые интересные из них.
Микроавтобус «Старт»
В 1960 году в Северодонецке был построен завод с цехом по производству стеклопластика. Также на нем была создана лаборатория для решения задач по применению этого материала. Так в стране появилось большое количество разнообразных изделий, созданных из стеклопластика. Этот материал было решено использовать и для производства кузовов автомобилей. Первый автомобиль из стеклопластика был выпущен в 1963 году. Это был микроавтобус, построенный на шасси М-21 «Волга». Дизайн автомобиля разрабатывал художник Юрий Андрос. К созданию кузова подключились выпускники Харьковского автодорожного института, ранее создавшие стеклопластиковые кузова для гоночных машин ХАДИ.
Первый «Старт» — такое название получил автомобиль — предназначался для туристов. Он имел три сиденья-дивана. Внутри могли разместиться до 12 человек. В салоне были предусмотрены шкафчики для посуды. Но самым интересным, пожалуй, было то, что капот можно было использовать в качестве столика, а в багажнике находился умывальник. Максимальная скорость «Старта», оснащенного двигателем мощностью 70 л.с., составляла 100 км/ч. В декабре 1963 года в газете «Правда» была напечатана заметка о появлении нового автомобиля. В этом же месяце один из таких автомобилей прибыл в Москву, проехав тысячу километров. Советские граждане узнали о «Старте», посмотрев фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Машина фигурирует в комедии в одной из сцен. На заводе произвели несколько автомобилей. В 1966 году производство было свернуто по ряду причин, в основном из-за трудоемкой технологии изготовления кузова и дорогих деталей.
Перспективное Такси
В 1960-х годах на свет появился еще один необычный автомобиль. Концепт получил название ВНИИТЭ-ПТ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Перспективное Такси). К сожалению, был изготовлен всего один экземпляр. Разработчики попытались предложить маневренный автомобиль для таксомоторных парков. Особенностью машины стало поперечное заднее расположение двигателя (позаимствован у «Москвича-408»), что позволило уменьшить ее размеры. ВНИИТЭ-ПТ удалось даже проехать по московским улицам, но в серию этот автомобиль не пошел. Машина имела каркас из стали, покрытый стеклопластиком. Салон перспективного такси был просторным. В нем могли с комфортом разместиться четыре человека. Внутреннего пространства было достаточно для того, чтобы внутрь могла заехать детская коляска. Справа ВНИИТЭ-ПТ имел сдвигающуюся дверь, которая могла открываться и закрываться дистанционно. Для водителя была предусмотрена обычная левая распашная дверь. Еще одна особенность машины — в откидывающемся, скрывающем фары забрале, которое убирается, когда фары включены. Водителя от пассажиров отделяла пластиковая перегородка (она должна была защитить водителя не столько от буйных пассажиров, сколько от сквозняков). Перегородка была тонкая, поэтому через нее можно было спокойно общаться.
ЗИС-112
Эта уникальная машина имела неофициальное название «одноглазка». Это был спортивный автомобиль. Разработали его на заводе имени Лихачева. Дизайн ЗИС-112 был создан Валентином Ростковым на основе Buick Le Sabre Concept. Автомобиль, выпущенный в 1951 году, имел одну фару, благодаря чему и получил свое прозвище. Он был оснащен восьмицилиндровым двигателем от ЗИС-110 мощностью 140 л.с. Такой мощности было явно недостаточно для машины, масса которой составляла 2,5 т. Позднее был установлен новый 180-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 200 км/ч. Для соревнований ЗИС-112 мало подходил, поскольку имел приличную длину — около 6 м. И даже несмотря на то, что его впоследствии укоротили на 600 мм, он все равно был довольно большим. Тем не менее автомобиль, окрашенный в бело-синий цвет, участвовал в гонках. Было выпущено несколько модификаций ЗИС-112. Самая мощная, созданная в 1964 году, имела двигатель объемом 6,95 л, его мощность составляла 270 л.с. Этот автомобиль развивал скорость 270 км/ч.
ВАЗ-1801 «Пони»
В 1980 году в СССР должна была состояться Олимпиада. Специально к соревнованиям было решено выпустить особый автомобиль, который сможет перевозить гостей Олимпийских игр. Такой моделью стал ВАЗ-1801 «Пони». Дизайн автомобиля был разработан Юрием Верещагиным, а ведущим конструктором был назначен Владимир Барановский. Машина была экологически чистой. Это был электромобиль. Было создано два экземпляра, но дальше дело не пошло. В серийное производство машина так и не попала в силу некоторых технических недостатков, связанных с управлением электроприводом. ВАЗ-1801 «Пони» был создан открытым, что позволяло использовать его только в летнее время. Работал автомобиль от никель-цинковых элементов 80НЦ-125, общий вес которых составлял около 350 кг. «Пони» мог развивать скорость до 40 км/ч, а без подзарядки он проезжал до 120 км. Закончить испытания ВАЗ-1801 к Олимпиаде не успели. Общественности автомобиль показали на выставке «Автопром-84».
«Белка»
В 1950-х годах планировалось наладить на Ирбитском мотоциклетном заводе производство недорогих компактных автомобилей. Такой моделью должна была стать разработка НАМИ, получившая название «Белка» (НАМИ-050). Автомобиль был создан в 1955 году. Он получился небольшим. Его длина составляла 3,3 м, ширина — 1,5 м, а масса — всего 500 кг. Несмотря на компактные размеры, он мог вместить пять человек. Модель вагонной компоновки отличалась откидывающейся частью кабины, через которую можно было пробраться в салон. Для доступа на заднее сиденье служила боковая дверь с правой стороны. «Белка» имела мотор мощностью всего 20 л.с. Автомобиль был экономичным. Он потреблял 5 л на 100 км. Полностью заправленного бака хватало на 500 км. Максимальная скорость составляла 70 км/ч. Автомобиль также имел полностью независимые подвески. Модификации «Белки» имели как закрытый, так и открытый кузов. Машину демонстрировали в Москве, но решение о производстве НАМИ-050 так и не приняли.
НАМИ-013
Еще один интересный автомобиль вагонной компоновки — НАМИ-013. Двигатель в этой машине располагался в задней части. Разработчики планировали оснастить его новым оппозитным двигателем, но на единственном созданном образце был установлен двигатель от ГАЗ-М20 мощностью 50 л.с. Автомобиль имел автоматическую трансмиссию и независимую пружинную подвеску колес. Прототип был создан в 1949 году, но его внешний вид несколько раз менялся. Машина вмещала шесть человек, для пассажиров было установлено три ряда кресел. Длина новинки составляла 5 м, ширина — 1,9 м. Максимальная скорость достигала 113 км/ч. До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 50 с. НАМИ-013 отличался просторным салоном и высокой маневренностью. Иностранная пресса об этом автомобиле отозвалась положительно, но поддержки советского руководства разработчики не нашли.
«Охта» НАМИ
Автомобиль «Охта» НАМИ был выпущен в единственном экземпляре в 1987 году. Эта машина была не похожа на советские автомобили, выпускавшиеся до этого. «Охта» НАМИ отличалась прежде всего обтекаемым кузовом с хорошей аэродинамикой. Концепт даже испытывался в аэродинамической трубе Ленинградского политехнического института. Кузов был выполнен из пластиковых деталей на металлическом каркасе. Автомобиль мог вместить семь человек. Еще одна особенность «Охты» заключалась в возможности поворота передних сидений на 180 градусов и превращения среднего ряда в столик. Получалась своего рода мини-гостиная. Кресла можно было сложить, тогда салон превращался в спальню. В «Охте» впервые в СССР была использована мультиплексная проводка ЦУКАТ: для управления потребителями энергии использовался один провод. В 1987 году «Охту» показали Михаилу Горбачеву, одобрившему проект, а потом машину повезли на автосалон в Женеву, где она была восторженно принята публикой. Все складывалось хорошо, и вскоре планировалось ее доработать и начать производство, но из-за развала Советского Союза проект так и не был реализован.