Первая черноморская подводная лодка

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

13 мая в России отмечается День Черноморского флота. Сейчас в его составе есть несколько субмарин. Но начиналось все с небольшой подводной лодки, созданной изобретателем Степаном Карловичем Джевецким.

Осенью 1879 года моряки Черноморского флота могли наблюдать необычную картину. По воде плыла странная посудина, похожая на перевернутую вверх килем лодку. За ее плаванием следила представительная делегация во главе с адмиралом Черноморского флота Николаем Аркасом. Диковинная небольшая лодка тихо качалась на волнах, вдруг под стеклянным колпаком показалась голова в очках и шлеме. Это был изобретатель Степан Карлович Джевецкий, представлявший созданное им судно — подводную лодку. Через несколько минут она отдалилась от берега и ушла под воду. Спустя некоторое время раздался взрыв. Стоявший на якоре в 200 метрах плашкоут накренился и затонул: сработала мина, установленная Джевецким.

Разрабатывать свою подводную лодку Степан Карлович Джевецкий начал еще тогда, когда русско-турецкая война еще не завершилась. Изобретатель сам участвовал в боевых действиях. Приехав в Санкт-Петербург из Польши, он поступил волонтером на флот. Служить ему пришлось на пароходе «Веста». Это судно прославилось тем, что 11 июля 1877 года в 35 милях от Констанцы ему пришлось вступить в бой с турецким броненосным корветом «Фехти-Буленд». Турецкий корабль в течение почти пяти часов вел погоню за пароходом, обстреливая его. Но благодаря удачным маневрам «Весте» удавалось избежать серьезных повреждений, хотя и были потери среди членов экипажа. Ответным огнем «Веста» смогла вывести из строя несколько орудий «Фехти-Буленд», в результате чего тот был вынужден ретироваться. В этом бою отличился и Джевецкий. Он вместе с другими членами команды получил Георгиевский крест. После этого боя у него появилась идея создания подводного судна, которое могло бы скрытно уничтожать корабли неприятеля. Интерес проявили и в Морском ведомстве, в котором подводные суда рассматривались как дополнение к средствам береговой обороны. Момент был благоприятным: чиновники тогда благосклонно относились к разного рода необычным проектам.


Фото: Topory/Wikimedia Commons

Первая подводная лодка была построена в августе 1878 года, уже после завершения русско-турецкой войны. Судно изготовили на частном заводе Бланшарда в Одессе. Джевецкий после того, как был расформирован экипаж «Весты», переехал на свою одесскую дачу. Там он полгода занимался разработкой машины. Когда он показал свои чертежи Гулье-Бланшарду, тот пожал плечами и высказал сомнение в том, что этот корабль сможет плавать. Но у Джевецкого в то время были деньги, и он решил вложить свои собственные средства в создание лодки. О том, что в Одессе строится диковинное судно, узнали бульварные газеты. Вскоре многие в городе знали, что на заводе Бланшарда создается большая пивная бочка с механическими насосами. Пресса утверждала, что ее установят на одной из улиц и будут включать во время праздников. Вскоре судно было готово. Но теперь его необходимо было испытать. Подводной лодкой Степан Карлович Джевецкий управлял сам. Испытания продолжались на одесском рейде в течение пяти месяцев.

Что же представляла собой лодка Джевецкого? Вид у судна был действительно необычный. Выглядело оно как перевернутая лодка. Сверху находился стеклянный колпак, через который можно было наблюдать за происходящим вокруг. Корпус был создан из листовой стали и был рассчитан на одного человека. Это была первая в России одноместная подводная лодка. Она также стала и первой на Черноморском флоте. В длину судно достигало 5 метров, а ее высота составляла 2 метра. Погружаться она могла на 14 метров. В первой подводной лодке Джевецкого отсутствовал двигатель. Человеку приходилось вращать педали, как на велосипеде, чтобы привести в движение гребной винт. В нижней части судна размещалась балластная цистерна. Чтобы человек мог дышать под водой, был предусмотрен баллон с воздухом, находящимся под давлением 100 атмосфер. Выдыхаемый воздух откачивался небольшим насосом, который приводился в движение от гребного винта. Сжатый воздух также применялся для продувания водяного балласта из цистерны при всплытии. Вода при погружении поступала через специальный клапан, через который она же и удалялась. Регулирование объема воды в лодке обеспечивалось перемещением поршня. По бокам лодки на уровне плеч имелись два отверстия с резиновыми рукавами («каучуковыми перчатками»). Они были нужны для управления вертикальным рулем в носовой части, поворота рычага, удерживавшего мины на корпусе, и их закрепления с помощью резиновых присосок на днище корабля противника. После того как мина была закреплена, судно должно было отойти на безопасную дистанцию и произвести подрыв по проводу.


Через несколько десятилетий Джевецкий рассказал своему внуку, что он чуть не погиб при испытаниях своей подводной лодки. Во время плавания у одесского берега к нему пришла мысль проплыть под стоявшей на якоре яхте «Эреклик». Прежде чем совершить рискованный маневр, он поинтересовался у вахтенного начальника, какая в этом месте глубина. Тот ответил: «Десять футов» (3 метра). Джевецкий решил рискнуть, поскольку высота подводной лодки позволяла проплыть под килем яхты. Погрузившись, он приблизился к судну, но застрял. Как оказалось, глубина в этом месте была всего 5 футов (1,5 метра). На расстоянии 60 сантиметров от стеклянного колпака Джевецкий увидел фальшкиль «Эреклика». Дав задний ход, он отплыл на метр, но опять застряли рымы, расположенные в носовой части. Ситуация для Джевецкого складывалась опасная: запас воздуха был ограничен, под водой он мог находиться не более 20 минут. Изобретателю помог проплывавший мимо буксирный пароход: благодаря волне «Эреклик» качнуло и Джевецкий смог высвободить подводную лодку. Испытания продолжились.

19 ноября 1878 года Джевецкий успешно прикрепил мину к плашкоуту и взорвал его. Наблюдавшая за происходящим комиссия признала его успехи, но при этом отметила недостаточную скорость подводной лодки. В Морском ученом комитете решили не выделять деньги на проект Джевецкого. Но изобретатель на этом не остановился. Он создал второй вариант подводной лодки, которая вмещала четырех человек и также приводилась в действие ножным педальным приводом. После испытаний на Серебряном озере в Гатчине было решено изготовить 50 экземпляров. Позднее Степан Джевецкий разработал проект подводной лодки с электродвигателем и проект подводной лодки водоизмещением 120 тонн с паровым двигателем и экипажем 12 человек.


Автор

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

8 июня 2014
10 000 просмотров

1 комментарий к материалу.

Андрей Геннадьевич 13 мая 2014, 19:06

Вот это предки наши, я понимаю. А то говорят "лапотники". Ай да россияне, ай молодцы.

Добавить комментарий

Новое на сайте