Фото: novosti-kosmonavtiki.ru
Вплоть до 1990-х годов в городе Камень-на-Оби Алтайского края находился памятник промышленного зодчества — уникальный элеватор, который не имел равных во всем мире. Мало того что это было самое большое зернохранилище, так оно еще и было построено без единого гвоздя. Уникальный сруб был поставлен в 1920-х годах, автор проекта — один из основателей советской космонавтики Юрий Кондратюк.
Кондратюк и космос
Настоящее имя Кондратюка — Алексей Шаргей. В период Гражданской войны он числился в белой армии, причем в офицерском звании. Когда красные победили, Шаргей, опасаясь репрессий, сменил фамилию и получил чужие документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка.
В научной среде Кондратюк больше известен не как создатель легендарного элеватора, а как один из основателей космонавтики, автор множества научных работ и идей, которые были претворены в жизнь и принесли успехи.
В частности, Кондратюк первым предложил вывести спутник на орбиту Земли или любой другой планеты, а также использовать летательный аппарат для того, чтобы доставить и «приземлить» человека на поверхность другой планеты. Спустя полвека эту задумку осуществили американцы, отправив людей на Луну.
Также Кондратюк придумал применять спутники как космическую базу, а посадку на ту или иную планету осуществлять с помощью отдельного космического аппарата (то есть модуля). Таким способом ведется высадка на Луну, Марс и другие планеты по сей день.
«Мастодонт» и никаких гвоздей
Судьба Кондратюка, как и многих его коллег-ученых в те годы, была тяжелой и трагичной. В начале 1920-х годов Кондратюк трудился в южной части СССР на железной дороге, а также на элеваторах. Здесь он и изучил конструкцию зерновых хранилищ.
К концу 1920-х годов он начал опасаться преследований органов и поэтому отправился за Урал, начав скрываться под вымышленной фамилией. В Сибири он продолжил работать в различных зернохранилищах, участвовал в строительных и ремонтных работах. В городе Бийске Алтайского края он выступал перед студентами и рассказывал им о механизации хранения зерна.
В этот период в стране был большой дефицит гвоздей. Поэтому Кондратюк решил построить на Алтае колоссальный сруб без единого гвоздя — самое большое в мире зернохранилище.
Изначально зернохранилище строили по канадскому типу, нужно было определенное количество стройматериалов, гвоздей, которых в то время не было, и, когда Кондратюк приехал на Алтай, он предложил строить элеватор по типу русской избы. Превосходство перед элеваторами канадского типа в том, что по емкости он в семь раз превосходил таманский элеватор.
Бревна крепились лапа в лапу, по ширине ствола в них выпиливались гнезда, и они плотно ложились друг на друга. Когда Кондратюк принимал работу плотников, он проверял качество специальной спицей. Если она проходила меж бревен, то работу переделывали. Никто не мог предугадать, когда Кондратюк явится с проверкой, он мог появиться неожиданно и попросить что-то переделать, разобрать и т. д.
Название «Мастодонт» элеватор получил из-за своей формы: зернохранилище было похоже на доисторического зверя с хоботом. В длину «Мастодонт» достигал 60 метров, а в высоту — семиэтажный дом. Склад вмещал 13 тыс. тонн зерна.
Однажды на элеватор прибыла с визитом иностранная делегация. Иностранцы были крайне удивлены, они с недоверием отнеслись к строению. По их прогнозам, «Мастодонт» должен был завалиться набок. Тогда Юрий Кондратюк заявил: «Зернокомплекс переживет всех».
Фото: novosti-kosmonavtiki.ru
За элеватор в лагеря
Однако местное начальство тоже отнеслось к проекту скептически. Все это было расценено как вредительство. На Кондратюка завели уголовное дело, следователь обвинял инженера в том, что он построил неустойчивый элеватор, который развалится без гвоздей («Мастодонт», несмотря на отсутствие гвоздей, простоял до 1990-х годов). Кроме того, следователям показался подозрительным и противозаконным тот факт, что Кондратюк строил свой элеватор без чертежей.
В связи с этим правоохранители пришли к выводу, что Кондратюк вынашивал план по уничтожению 10 тонн зерна. Кондратюка били и пытали, в начале 1930-х годов он был приговорен к трем годам лагерей, однако вместе с рядом других зэков-инженеров начал работать над проектами угольных предприятий.
Кондратюка спасло то, что нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе задумал построить в Крыму грандиозную ветроэлектростанцию и ему понравились проекты Кондратюка.
После начала войны инженер пошел добровольцем на фронт и погиб 25 февраля 1942 года.
«Мастодонт» и американцы
«Мастодонт» простоял 60 лет, однако из-за несчастного случая не дожил до наших дней. В начале 1990-х годов произошел пожар. На улице в то время был сорокаградусный мороз. После этого высшее руководство страны дало указание разобрать строение и не восстанавливать его.
Председатель местного горисполкома Иван Микшанов хотел создать музейный комплекс, но по скромным подсчетам реконструкция обошлась бы в миллион рублей.
Слава о «Мастодонте» докатилась до Америки. Существует легенда, что в начале 1990-х в город приехали американцы, они хотели вывезти остатки «Мастодонта» в Штаты, чтобы там воссоздать зернокомплекс в память об ученом. Восстановить «Мастодонт» планировали на мысе Канаверал — месте, где стартовали американские ракеты.
Сейчас кирпичный остов зерносушилки подпирают жилые дома, а на деревьях через каждый шаг висят таблички «Проход воспрещен» и «Опасная зона».