«Сормович». Летящий над волнами

14
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


Фото: Музей истории завода «Красное Сормово»

На территории нашей страны много рек. Казалось бы, суда на воздушной подушке были бы идеальным средством для перевозки пассажиров по ним. Но, увы, многие подобные проекты остались нереализованными, а те, которые были воплощены в металле, просуществовали недолго. Такова оказалась и судьба судна на воздушной подушке «Сормович».

История «Сормовича» началась в 1960-х годах. Перед разработчиками была поставлена задача создать судно, которое сможет перевозить пассажиров с высокой скоростью, используя водяной экран для создания подъемной силы. Работу возложили на плечи сотрудников ОКБ «Красное Сормово». Надо сказать, что у специалистов уже имелся опыт по созданию судов на подводных крыльях и воздушных подушках. Так, в 1957 году был выпущен катер на воздушной подушке «Радуга». Некоторые решения, использованные в «Радуге», были применены и в «Сормовиче». Судно проекта 1872 было построено в 1965 году на том же заводе. Заказчиком выступало Министерство речного флота.

Разработчики проекта полагали, что «Сормович» будет перевозить пассажиров по главным рекам страны, в том числе по Волге. Планировалось, что судно сможет преодолевать мелководные участки, перепрыгивать через песчаные косы и плавно выходить на берег для высадки пассажиров. Во время испытаний «Сормович» развил скорость 120 км/ч. До этого по Волге с такой скоростью не плавали. В отличие от обычных судов, плавание которых с наступлением зимы прекращалось, СВП могло эксплуатироваться круглый год. Однако в зимнее время «Сормович» так и не был использован, хотя были проведены его успешные испытания зимой недалеко от Телячьего острова в Кстовском районе. От эксплуатации судна зимой отказались, по-видимому, в связи с тем, что Волга замерзала неравномерно, в результате чего могли образовываться торосы, способные повредить ограждение воздушной подушки. Хотя испытания показали, что судно при обнаружении крупных торосов на расстоянии 500 м могло отклониться от них на 60 м. Опыты также показали, что при движении надо льдом скорость «Сормовича» возрастает. Это было связано с тем, что при движении над водной поверхностью вода вытесняется воздушной подушкой, что приводит к увеличению сопротивления.


Фото: Музей истории завода «Красное Сормово»

Судно вмещало до 50 пассажиров, чуть меньше, чем «Ракета». Экипаж — три человека. Для управления столь сложной машиной команда должна была иметь высокую квалификацию. Длина «Сормовича» составляла 29 м, ширина — 11 м, а высота — 8 м. После того как судно уже было построено, конструкторы оснастили его гибкой юбкой высотой 1 м для ограждения подушки, которую изготовили на заводе «Красное Сормово», а после того как она пришла в негодность, ее заказали на Ярославском шинном заводе. Идею юбки конструкторы позаимствовали у западных коллег, листая английские журналы. Корпус был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, из которого делают самолеты. СВП имел один запорожский авиационный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт, приводивший в движение 12-лопастный вентилятор для нагнетания подушки и два 4-лопастных винта, в качестве вспомогательного турбогенератора был применен газотурбинный двигатель АИ-8 с генератором ГС-24. Силовая установка находилась в кормовой части судна, в носовой размещался салон для пассажиров. В нем были предусмотрены удобные кресла, такие же, как в самолете, но расстояние между рядами было довольно большим, можно было полностью вытянуть ноги.


Фото: Музей истории завода «Красное Сормово»

Во время испытаний «Сормович» оправдал ожидания. Судно могло легко разворачиваться, имело хорошую устойчивость. Его скорость превысила заявленную на 20 км/ч. «Сормович» мог двигаться и в условиях сильного волнения. При высоте волн 1,2 м его скорость составляла 60 км/ч. Судно можно было эксплуатировать на длинных маршрутах. Дальность его плавания достигала 600 км, а время автономного плавания составляло 8 часов. Испытания также показали, что управлять судном было непросто. Перед катером часто появлялась радуга от брызг, затруднявшая обзор.

«Сормович» был сдан в опытную эксплуатацию Волжского речного пароходства в 1971 году. Судно курсировало на линии Горький — Чебоксары, протяженность которой составляла 274 км. «Сормович» был в два раза быстрее «Метеора». Так, если «Метеор» расстояние от Горького до Васильсурска проходил за 4 часа, то этот же путь «Сормович» преодолевал менее чем за 2 часа. А все путешествие от Горького до Чебоксар занимало 3 часа 45 минут. Для того чтобы появление высокоскоростного судна для местных жителей не было неожиданностью, был составлен график его движения. Путь «Сормовича» проходил не только по глубоководному фарватеру, но и по несудоходным воложкам и песчаным косам. Население заранее информировали о времени прохождения «Сормовича» в прессе и по радио.


Фото: Музей истории завода «Красное Сормово»

Несмотря на возлагавшиеся на него большие ожидания, СВП эксплуатировался на этой линии в течение всего двух лет — с 1971 по 1972 год. Однако за это время он успел перевести более 6 тыс. пассажиров. Основная причина, по которой отказались от использования «Сормовича», заключалась не в большом расходе топлива, а в проблеме с раздаточным редуктором и другими техническими недоработками. Есть также версия, что причиной вывода «Сормовича» из эксплуатации послужил тот факт, что однажды он «взлетел» на волне. Судно было выведено из эксплуатации в 1974 году. Долгое время оно находилось на базе в Чкаловске, после чего было утилизировано.


Фото: Музей истории завода «Красное Сормово»

Автор

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

6 июня 2014
10 000 просмотров

1 комментарий к материалу.

Андрей Зыков 6 июня 2014, 23:12

Очень жалко, когда хорошую задумку списывают в утиль из-за технических недоработок. Лучше бы исправили, доработали, улучшили, и "летали" бы сейчас по Волге такие Сормовичи. Понятно, что на все есть веские причины, но каков красавец!

Добавить комментарий

Новое на сайте