10 самых главных успехов НАСА

Нелли Шестопалова

29 июля 1958 года президент США Дуайт Эйзенхауэр подписал закон о создании Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). SmartNews выбрал несколько достижений НАСА, которые можно считать самыми значительными в истории человечества.

Программа «Меркурий»

Программа «Меркурий» — первая пилотируемая космическая программа США. Она стартовала в 1959 году. В рамках программы был создан первый отряд астронавтов. Для полетов в НАСА спроектировали пилотируемую капсулу, в которую помещался один человек. Возможности капсулы были ограничены из-за малой грузоподъемности ракет-носителей «Редстоун» и «Атлас». Она уступала по техническому совершенству советским кораблям «Восток». В капсуле астронавты приводнялись в кабине спускаемого аппарата, а не катапультировались. Суммарное время пилотируемых полетов по программе составило более двух суток. Последний запуск в рамках программы «Меркурий» был произведен в 1963 году.

Программа «Джемини»

В рамках программы «Джемини» был впервые осуществлен выход в открытый космос. Программа «Джемини» длилась с 1965 по 1966 год. Капсулы «Джемини» были больше и превосходили по возможностям корабли «Меркурий». В них могли находиться два астронавта. Всего было произведено 10 выходов в открытый космос.

В ходе реализации программы были отработаны методы сближения и стыковки, впервые в истории осуществлена стыковка космических аппаратов. Были установлены рекорды длительности полета. Суммарное время полетов по программе достигло более 41 дня. Общее время выходов в открытый космос составило около 10 часов.

Программа «Аполлон»

В 1961 году была принята программа «Аполлон». Она предусматривала первую пилотируемую высадку на Луну. Программа была завершена в 1975 году. 20 июля 1969 года в ходе миссии «Аполлон-11» американцы Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на Луну. По программе «Аполлон» было совершено еще пять успешных высадок астронавтов на Луну, последняя — в 1972-м. Эти шесть полетов по программе «Аполлон» на данный момент единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте.

«Скайлэб»

В 1973 году американцы запустили свою первую и единственную орбитальную станцию. Она предназначалась для технологических, астрофизических, биолого-медицинских исследований, а также для наблюдения Земли. В ходе третьей, последней экспедиции был установлен рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня. В 1979 году она сошла с орбиты и разрушилась.

Массогабаритные параметры станции «Скайлэб» превышали в разы характеристики советских орбитальных станций серий ДОС «Салют» и ОПС «Алмаз». Также американская станция стала первой, где экипажи работали многократно, и первой, где имелось два стыковочных узла (хотя второй использован не был).

Шаттл

Программа по созданию многоразовых транспортных космических кораблей разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению НАСА с 1971 года. Первый запуск шаттла был произведен 12 апреля 1981 года, последний — 8 июля 2011 года. Шаттл запускался в космос с помощью собственных ракетных двигателей и твердотопливных ускорителей, осуществлял маневры на орбите как космический корабль и возвращался на Землю как самолет. Планировалось, что каждый из шаттлов будет до 100 раз стартовать в космос. Однако на практике было осуществлено 135 стартов. К марту 2011 года больше всего полетов — 39 — совершил шаттл «Дискавери». В ходе программы в катастрофах погибли два корабля и 14 астронавтов. Шаттл «Челленджер» взорвался при своем десятом запуске 28 января 1986 года после старта. 1 февраля 2003 года погиб шаттл «Колумбия» при входе в атмосферу Земли перед посадкой.

«Вояджер»

В 1977 году стартовал новый проект НАСА — «Вояджер». 5 сентября 1977 года был запущен первый аппарат «Вояджер-1». «Вояджер-1» — 723-килограммовый автоматический зонд, предназначенный для исследования Солнечной системы и ее окрестностей. В настоящее время он находится в рабочем состоянии и выполняет дополнительную миссию по определению местонахождения границ Солнечной системы, включая пояс Койпера. Первоначальная миссия заключалась в исследовании Юпитера и Сатурна. «Вояджер-1» был первым зондом, который сделал детальные снимки спутников этих планет. На борту аппарата закреплена золотая пластина, где для инопланетян указано местонахождение Земли, а также записан ряд изображений и звуков.

20 августа 1977 года был запущен «Вояджер-2». «Вояджер-2» — первый и пока единственный аппарат, достигший Урана и Нептуна. На 4 июля 2013 года «Вояджер-2» находился на расстоянии 15,274 млрд км от Солнца.

«Маринер»

Автоматические межпланетные станции серии «Маринер» запускались НАСА с 1962 по 1973 год с целью изучения Венеры («Маринер-1, 2, 5»), Марса («Маринер-3, 4, 6, 7, 8, 9») и Меркурия («Маринер-10»). Всего было запущено 10 космических аппаратов. Большинство аппаратов запускались парами для снижения риска неудачи. Три запуска прошли аварийно, потеряны «Маринер-1, 3, 8». Все «Маринеры», за исключением трех потерянных при старте, выполнили программы полета.

«Викинг»

Программа «Викинг» — космическая программа НАСА по изучению Марса. Программа включала запуск двух идентичных космических аппаратов — «Викинг-1» и «Викинг-2», которые должны были провести исследования с околомарсианской орбиты и на поверхности Марса, в частности поиск жизни в пробах грунта. Каждый «Викинг» состоял из орбитальной станции — искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.

Продолжительность миссии «Викинг» планировалась в 90 дней после мягкой посадки, но каждый аппарат проработал значительно больше этого срока. Искусственный спутник Марса «Викинг-1» проработал до 7 августа 1980 года, автоматическая марсианская станция — до 11 ноября 1982 года.

«Викинги» впервые передали с поверхности Марса цветные фотографии высокого качества. На них видна пустынная местность с красноватой почвой, усеянная камнями. Небо было розовым из-за света, рассеянного красными частицами пыли в атмосфере. Оба аппарата взяли образцы почвы в качестве проб для анализа на наличие жизни. В 1976 году «Викинг-1» обнаружил знаменитое «лицо» на Марсе.

«Пионер-11»

«Пионер-11» — космический аппарат НАСА, предназначенный для изучения Юпитера и Сатурна. Первый космический аппарат, пролетевший мимо Сатурна. «Пионер-11» был запущен 6 апреля 1973 года с помощью ракеты «Атлас». Аппарат пролетел мимо Юпитера в декабре 1974-го на расстоянии около 40 тыс. км от кромки облаков и передал подробные снимки планеты. В сентябре 1979-го он прошел на расстоянии около 20 тыс. км от облачной поверхности Сатурна, произведя различные измерения и передав фотографии планеты и ее спутника Титана. В 1995-м контакт с аппаратом был потерян.

«Кьюриосити»

В рамках миссии Mars Science Laboratory на Марс был успешно доставлен марсоход третьего поколения «Кьюриосити». Марсоход представляет собой автономную химическую лабораторию в несколько раз больше и тяжелее предыдущих марсоходов — «Спирит» и «Оппортьюнити». Аппарат совершил посадку 6 августа 2012 года. В ходе исследования Красной планеты марсоход обнаружил следы ручья, сделал первое в истории бурение поверхности Марса.

Mars Science Laboratory Curiosity Rover Animation

Андрей Матвеев

Над статьей работала

Нелли Шестопалова

1 комментарий к материалу.

Сергей Рудаков 29 июля 2013, 10:40