5 способов почувствовать страх и ужас от Альфреда Хичкока

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Jan Haas/Global Look

13 августа 1899 года родился отец триллера, изобретатель кинодетектива в стиле нуар Альфред Хичкок. Великий Хичкок, или, как его называли в Америке, Хич, за свою пятидесятилетнюю карьеру стал автором более 50 фильмов. Большинство из них — триллеры, снятые с использованием специальных киноприемов, вызывающих у зрителя состояние саспенса — нарастания напряженного ожидания. Его фильм «Психо» занимает первую строчку в списке 100 самых захватывающих триллеров ХХ века, по результатам опроса Американского института кино.

Хичкок любил называть себя дирижером, а фильмы — симфониями, подразумевая, что точное оркестровое напряжение всегда приведет к нужному эффекту. Режиссер был так в этом уверен, что никогда не смотрел свои картины вместе со зрителями, точно зная, на какой минуте должны раздаться крики ужаса. SmartNews подготовил самые главные киноизобретения мастера, благодаря которым мы с вами и сегодня можем чувствовать холодок ужаса во время первых кадров, на которых появляется мотель «Психо» или стая приближающихся птиц.

Звуки

Один из немногих примеров звукового кино Хичкока — «Птицы», фильм, где совсем нет музыки, но есть звуковой фон, созданный композитором Бернардом Херманном: это звуки шагов, шум крыльев, крики чаек, удары птичьих клювов, визг тормозов, рев моторов, наконец, в финале — монотонное гудение, «естественный» аккомпанемент убийств.

«Птицы», один из лучших триллеров в истории кино, начинается с того, что молодая дама отправляется к приятелю на день рождения его маленькой сестренки. На пристани ее ударила клювом чайка. На следующий день чайки нападают на детей в саду, вечером через каминную трубу в дом врываются тучи воробьев, на следующее утро скопление ворон атакует детей возле школы и до смерти заклевывает учительницу.

Хичкоковские блондинки

Доминирующий женский образ всех фильмов Хичкока. Белокурые актрисы, которых режиссер обожал снимать в своих фильмах, получили нарицательное прозвище «хичкоковские блондинки». Актрисы со светлыми волосами всегда становились жертвами его режиссерского садизма: их убивают, всячески унижают и преследуют. Во время съе­мок фильма «Птицы» одной из актрис — Типпи Хедрен — пришлось оказать медицинскую помощь, потому что пти­цы буквально исклевали привлекательную девушку.

Хичкок действительно любил, но одновременно остро ненавидел белокурых красавиц. О Ким Новак, сыгравшей главную роль в фильме «Голо­вокружение», знаменитый режиссер и через много лет не мог говорить без ярости и отвращения: «Она была такой вульгарной, у нее были такие полные губы, такие толстые ляжки, такая большая, обтянутая свитером, лишенная ма­лейших признаков бюстгальтера грудь». Нож, ре­шетка, наручники в фильмах знаменитого на весь мир ре­жиссера несут мощный эротический подтекст.

Хичкок в кадре

Существует множество объяснений хичкоковскому капризу — появляться на экране в каждом своем фильме (как правило, в начале). Кто-то видел в этом суеверие, кто-то — утонченный художественный прием, подчеркивающий иллюзорность кинематографического мира. Но кажется, что Хичкок просто хотел подбодрить зрителей, которым предстояло путешествие по самым темным закоулкам человеческой психики. Его мгновенно узнаваемая, излучающая добродушие фигура — что-то вроде спасательного круга, который дает нам веру в то, что и на этот раз все может кончиться хорошо.

Видео

Интервью с Альфредом Хичкоком, 1972 год (Alfred Hitchcock. Masters of Cinema, Complete Interview in 1972)

Абсурд. Отсутствие финала

Раздвоение личности, амнезия, навязчивые страхи и прочие психические аномалии терзают героев Хичкока, выбивая у них, а заодно и у ошалевшего зрителя, почву из-под ног. Режиссер в своих фильмах как правило не интересуется разгадкой тайны — развязки фильмов часто проборматываются скороговоркой, оставляя ощущение неудовлетворенности. Его привлекает стихия принципиальной неоднозначности, в которой вместо ясных ответов — одни парадоксы. Неслучайно в одном из поздних хичкоковских шедевров — «Птицах» (1963) — так, в сущности, и не ясно, почему и откуда вообще берутся стаи птиц, зачем они нападают на людей. Дело не в причине, а в ощущении всепроникающей тревоги. Именно его называют саспенсом.

Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы — заниматься любовью между рядами, греки… и т.д.

Свет и декорации

Самый яркий образец, который показывает, как можно нагнетать саспенс, — легендарный фильм «Психо». Напряжение здесь нарастает не столько за счет действия, а исключительно за счет построения планов и световых решений, расположения декораций и т. д. Сюжет у «Психо» вполне заурядный. Тем не менее в самой знаменитой сцене в душе зритель невольно вскрикивает вместе с героиней, да и кровь кажется красной, хотя фильм абсолютно черно-белый. Просто действие разворачивается не на экране, а у зрителя в голове. В этом весь Хичкок.

Видео

Одна из самых известных сцен в истории кино — отрывок из фильма «Психо», сцена в душе

Автор

Ксения Гагай

Новое на сайте