Не так установили. Роскосмос назвал причину падения ракеты «Протон-М»

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Reuters TV

Основной причиной падения ракеты-носителя «Протон-М», запущенной 2 июля, стала неправильная работа датчика угловых скоростей. Об этом заявил замглавы Роскосмоса Александр Лопатин по итогам расследования межведомственной комиссии.

В Роскосмосе назвали официальную причину аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая была запущена в начале июля с космодрома Байконур. Ракета упала из-за неправильной работы датчиков угловых скоростей.

Авария произошла вследствие потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей системы управления «Протон-М».

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Reuters TV

Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и блоком космических аппаратов «Глонасс-М» был произведен 2 июля 2013 года в 6 часов 38 минут со стартового комплекса площадки 81 космодрома Байконур.

Авария произошла на 33-й секунде полета. Разрушение конструкции и падение составных частей ракеты-носителя произошло за пределами стартового комплекса. При аварии ракеты никто не пострадал.

Для выяснения причин аварии и выработки необходимых рекомендаций совместным решением Минобороны России и Роскосмоса от 2 июля 2013 года было образована Межведомственная комиссия под руководством заместителя руководителя Роскосмоса Александра Лопатина.

Комиссией был проведен анализ конструкторской, технологической и эксплуатационной документации РН «Протон-М», рассмотрены процессы изготовления, испытаний, транспортировки, хранения и проверки составных частей ракеты. Комиссия также провела анализ полученной телеметрической и внешнетраекторной информации и комплексный анализ причин аварийного пуска ракеты-носителя с учетом результатов проведенных экспериментов.

Комиссией было установлено, что при проведении пуска ракеты-носителя формирование сигнала «контакт подъема» произошло до фактического схода ракеты с опор пускового устройства, на 0,4 с раньше расчетного времени. Причиной раннего формирования и прохождения сигнала могла быть преждевременная отстыковка от ракеты механизма стыковки электропневморазъемов пускового устройства стартового комплекса. Учитывая результаты анализа телеметрической информации и проведенного моделирования полета, комиссия установила, что преждевременное формирование и прохождение сигнала «контакт подъема» не могло быть причиной аварии. 

Дмитрий Рогозин ранее раскрыл некоторые детали предварительного расследования. Он сообщил, что узел, который вызвал больше всего вопросов, был собран летом 2011 года.

Это был период самой нижней точки падения военной приемки. Когда военной приемки не хватает на предприятии, тогда ослабевает и внутренний контроль. Это самая главная проблема, которая, скорее всего, сыграла свою роковую роль

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Reuters TV

Прислала
Наталья Гребнева

Эксперименты по выяснению причины нештатного функционирования датчиков угловых скоростей по каналу рыскания подтвердили возможность их неправильной установки (переворот приборов на 180° при установке) при штатном подключении электроразъемов.

В результате проведенных исследований комиссией установлено, что на стыковочных поверхностях трех из шести приборов имеются характерные следы силового воздействия, аналогичные следам, появившимся после проведения эксперимента по нештатной установке приборов. Расположение оттисков силового воздействия по относительному положению и величине смещения практически полностью совпало с расположением на макете прибора, который использовался при эксперименте.

По результатам проведенных работ комиссия пришла к следующим выводам. Причиной аварийного пуска РКН является нарушение технологии установки трех датчиков угловых скоростей по каналу рыскания на ракете-носителе «Протон-М» во ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Применяемые способы и методы контроля в ходе наземной подготовки и испытаний по действующей конструкторской, технологической и эксплуатационной документации не позволяют выявить неправильную установку датчиков угловых скоростей. Дефект проявился в полете, имеет производственный характер.

Для установления причин преждевременной отстыковки от ракеты-носителя механизма стыковки электропневморазъемов пускового устройства стартового комплекса комиссия продолжит работу.

В Роскомосе также сообщили, что возобновление пусков ракет-носителей «Протон-М» будет возможно после завершения работы комиссии и принятия соответствующих мер. Комиссия Роскосмоса планирует проверить все ракеты-носители «Протон-М», находящиеся на хранении, для выявления возможной неправильной установки датчиков угловых скоростей.

Датчики угловых скоростей для каждой ракеты изготавливаются партиями по шесть штук, и в данном случае они прошли испытание без замечаний. Аварийная комиссия выяснила, что монтаж кабелей этих датчиков прошел нормально. И вроде бы конструкторы всё предусмотрели.

Произошла ошибка при установке датчиков на ракету 16 ноября 2011 года. Надо дальше разбираться, почему это произошло.

Видео

Крушение ракеты «Протон-М» на Байконуре

Прислал
Анатолий Кульбацкий

Происшедшее с ракетой-носителем, лишний раз свидетельствует о том, что контроль за качеством работ, в этой отрасли, нисколько не улучшился, даже после недовольной мины от прошлой катастрофы, первого лица государства.Нашли крайнего, наоборот поставлены датчики,и это после многократного контроля, скорее всего, причина наверняка другая или, чей то заказ, или заведомо неисправные, изготовленные в «гараже» приборы.Возникают поневоле сомнения, а в других отраслях изготовления военной техники, все хорошо? Должно наладить военную приемку, и по подобным катастрофам возбуждать уголовные дела, мы не настолько богаты, что бы пускать деньги на ветер.Да и престиж страны падает.

Автор

Андрей Матвеев

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Анатолий Кульбацкий

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Антон Слепицин 18 июля 2013, 14:54

гениально. "Характерные следы силового воздействия". ракета за миллионы долларов, а по ее приборам хреначат молотками, лишь бы влезло...
наша школа, только мы так можем. мне отец еще рассказывал, как на заводе шурупы молотками забивали. так быстрее!

ну и сами виноваты, конечно. надо было защиту от дурака поставить, чтобы при всем желании нельзя было неправильно прибор установить

Анатолий Губарев 18 июля 2013, 16:03, Изменено: 18 июля 2013, 16:05

Да, именно так - шурупы забивали. А шурупы из такого материала, что ни ввернуть по-человечески, ни вывернуть. Но это на самом деле мелочи.
Не помню, у кого из наших испытателей, по-моему, у Марка Галлая, в книге описан случай, когда примерно такая же установка одного из узлов в самолёте два не привела к гибели лётчика вместе с самолётом.
В середине 80-х, пришлось участвовать в комиссии по пересмотру одного из стандартов для оборудования АЭС. Не моя тема, но так сложилось. Завод настаивал на изменении стандарта, уменьшении числа параметров очень важного для безопасности АЭС оборудования. А к исполнителям тогда очень прислушивались, и наши требования ужесточения параметров просто не слышали. Ну как же, с одной стороны практики, которые, что называется, куют, а с другой - учёные, которые невесть что придумывают. И всё-таки в самый решающий момент мы попросили руководителя комиссии, прежде чем ставить свою подпись, представить себя руководителем приёмки на станции. По каким параметрам он будет принимать новое оборудование. И вот у довольно большого чиновника вытягивается лицо, округляются глаза: в проекте заводчан остались только габариты изделия и число датчиков. ВСЁ!!! Но производителю так удобно!
Хорошо уже, что стандарт просто продлили, не внося никаких изменений. Но и это была победа. Кстати, это происходило, если память не изменяет, в августе 1985 года.
Вы бы слышали, как истерили те же заводчане после событий 86-го

Отмечено
редакцией

Анатолий Кульбацкий 19 июля 2013, 02:20, Изменено: 19 июля 2013, 10:03

Происшедшее с ракетой-носителем, лишний раз свидетельствует о том, что контроль за качеством работ, в этой отрасли, нисколько не улучшился, даже после недовольной мины от прошлой катастрофы, первого лица государства.Нашли крайнего, наоборот поставлены датчики,и это после многократного контроля, скорее всего, причина наверняка другая или , чей то заказ, или заведомо неисправные, изготовленные в "гараже" приборы.Возникают поневоле сомнения, а в других отраслях изготовления военной техники, все хорошо? Должно наладить военную приемку, и по подобным катастрофам возбуждать уголовные дела, мы не настолько богаты, что бы пускать деньги на ветер.Да и престиж страны падает.

Антон Слепицин 19 июля 2013, 04:54, Изменено: 19 июля 2013, 04:55

похоже, надо действительно уголовную ответственность вводить за качество работы в ракетной сфере. слишком важная отрасль, слишком велика цена ошибки. любыми способами надо порядок наводить

Master Yoda 19 июля 2013, 17:45

Не верю. Даже в обычных бытовых приборах есть "защита от дурака", т.е. невозможность вставить штекер или присоединить какую-то деталь не так как предусмотрено инструкцией. Неужели у такой сложной системы как ракета, нет элементарных направляющих и единственного правильного положения для таких ответственнных деталей?

FEDOR ZAGORSKIY 20 июля 2013, 20:53

Однако не только в смолетостроении и ракетостроении нужна защита от дураков..."ЗАЩИТА ОТ ДУРАКОВ" архиважно нужна всему нашему обществу...Всему,от законодательных до исполнительных органов всей Страны...От летного состава,до водителей всех видов и специализаций...От медицинских работников,до учителей всех рангов ...От президента до дворника.. и т.д. и т.п.Кстати сказать предательство и чрезмерная жадность это то же патология ,и любой социопат трясущийся от вожделения идиотИЗМа или от жадности опасен всему обществу как заряженная бомба...

Георгий Иващенко 15 августа 2013, 00:50

Братцы, а меня удивляет другое. Весело отчитались о том, что железяка стоимостью несколько миллиардов, лихо ухнула, загадила гептилом сотню гектаров земли. А где отчет о том, что Пупкины, виновные в этом раскладе, продали хаты, машины и что то там возместили. Как то беззубо на этом фоне власть смотрится, Вам не кажется?

Добавить комментарий

Новое на сайте