Покоренная Арктика. Один из островов Новой Земли превратят в экомузей

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

В одном из самых северных национальных парков мира «Русская Арктика», расположенном на территории архипелага Новая Земля, появится музей под открытым небом. Для этого остров покроют специальным покрытием, чтобы сохранить ункиальную растительность. Потихоньку здесь будет воссоздан облик советской полярной станции. Своеобразный музей истории покорения Арктики под открытым небом будет принимать всех желающих.

Национальный парк «Русская Арктика» существует с 2009 года и расположен в северной оконечности острова Северный архипелага Новая Земля. Его площадь — 1,426 млн га. В границах парка — более 30 островов, в том числе государственный природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа». В целях развития туризма за полярным кругом практически со дня основания парка было принято решение о создании на его территории музея под открытым небом. Местом для него был выбран остров Гукера. Именно здесь в бухте Тихая 100 лет назад зимовала экспедиция Георгия Седова, а позже была открыта одна из самых северных метеостанций. Остров рассматривался больше как исторический объект, поэтому и подход к нему особенный. 

Остров Гукера — одно из наиболее посещаемых мест на территории архипелага. Туда по возможности подходят все суда, будь то круизные лайнеры, яхты или научные корабли. На его территории есть несколько мест осмотра. Славится своими птичьими базарами и неповторимой красотой скала Рубини, названная в честь знаменитого итальянского певца-тенора XIX века Джованни Батисты Рубини.

Прислала
Наталья Гребнева

В этом году в рамках масштабного проекта по очистке Арктики от накопленного экологического ущерба были проведены работы по разработке и строительству специальных троп. В работу шли только природные материалы — древесина и камень.

На острове одновременно могут высаживаться до 1000 туристов. Без специальных настилов люди быстро вытопчут растущие под ногами уникальные растения. А процесс восстановления в Арктике довольно продолжительный. Кроме того, в этом году были подготовлены к массовому показу два здания метеостанции, построенных еще в 1929 году: ветрогенератор и механическая мастерская. Ранее их посещение не представлялось возможным. Потихоньку здесь будет полностью воссоздан облик советской полярной станции. Своеобразный музей истории покорения Арктики под открытым небом будет принимать всех желающих, которые смогут окунуться в атмосферу работы метеорологической станции времен середины ХХ века.

Выстроенная сеть маршрутов, связала между собой основные исторические объекты: это жилые дома, это вот ангар, механическая мастерская, ветрогенератор и прочие.

Прислала
Наталья Гребнева

На территории метеостанции до сих пор неплохо сохранились вековые постройки — это баня, возведенная некогда в первую очередь, полтора десятка строений и «собачья улица», на которой до сих пор в два ряда стоят будки. Довольно актуальна на острове и разработанная в этом году на случай непогоды — а она в арктических условиях не редкость — система маячков для туристов.

В течение 10-15 минут просто налетает туман и тут ничего не видно. Подается общая сирена сбора, а вот эти вот маячки, они включаются и показывают, как рационально выйти.

Круизный туризм для архипелага является основным. Наша задача состоит в том, чтобы создать инфраструктурные объекты, которые будут способствовать экологически безопасному развитию туризма на данной территории. Музей под открытым небом подразумевает и наличие мест для туристов, которые захотят провести одну-две ночи на острове. Гостиничными комплексами это сложно назвать, скорее пункты остановки. Экстремальные виды туризма в заказнике также возможны. Безусловно, и для этих видов туризма будет создана соответствующая инфраструктура, но это точно не горнолыжные спуски. Никаких горнолыжных подъёмников на особо охраняемой территории не может быть создано. А вот такие виды, как скалолазание, подводные и пешие маршруты вполне уместны.

Национальный парк «Русская Арктика» активно сотрудничает с волонтерскими движениями, правда требования к ним предъявляются повышенные. Ввиду того что его территория арктическая, а это сложные климатические условия, велика стоимость доставки как людей, так и грузов на острова. Транспортные расходы являются одной из главных составляющих бюджета парка. При скромном бюджете в 40 млн рублей стоимость одного рейса судна «Профессор Молчанов» составляет 9 млн рублей.

Видео

Документальная лента «К берегам “Русской Арктики”», созданная архангельскими журналистами медиацентра «Арктический мост» САФУ им. Ломоносова

Видео: RussianArctic/youtube.com

Автор

Алина Чиркина

Над статьей работали

Ксения Гагай, Наталья Гребнева

Новое на сайте