Не хотят в частные руки. Архангельские рыбаки протестуют против приватизации флота

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Игорь Буймистров/ИТАР-ТАСС

«Росимущество» сформировало перечень компаний, готовых купить у государства Архангельский траловый флот. В их числе как крупные российские предприятия, так и оффшоры с Кипра. Рыбаки и их семьи написали письмо президенту Владимиру Путину. Руководство области и Росрыболовство поддерживают позицию рыбаков.

Архангельский траловый флот, входящий в тройку наиболее крупных рыбодобывающих компаний Северного бассейна, — единственная 100% государственная компания в рыбопромышленности. О планах государства выставить на продажу 100% акций ОАО «ГК “Архангельский траловый флот”» стало известно в ноябре 2010 года. А в этом году были предприняты подготовительные действия для проведения приватизации: выдвинуты условия к покупателям, одобрен ряд заявок, поступивших от крупных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний России и не только.

Жители Архангельска очень волнуются. Они боятся, что в результате приватизации останутся без флота.

С продажей тралфлота мы теряем инфраструктурные рабочие места, трески мы также больше не увидим, из лесопильных заводов остался только 25-й, к чему приехали? Перед глазами встаёт картинка: сидит бабка над разбитым корытом, а вокруг одни пеньки и это наша малая Родина!

Ветераны тралового флота Архангельска на днях написали коллективное открытое письмо президенту России Владимиру Путину.

Наш тралфлот — не просто предприятие, это национальное достояние Архангельского края и России. И вырвать его из Архангельска — как сердце пересадить. Исход может быть летальным. Это самое дорогое, что есть у нас, наших детей, внуков.

Письмо ветеранов Владимиру Путину

Ветераны пишут, что им страшно подумать, как будет жить Архангельск без тралфлота, а особенно район Фактория. По их словам, в этом районе в каждой семье есть или рыбак, или судоремонтник, или ветеран флота, или курсант рыбопромысловой мореходки. В 2003 году рыбаки, чтобы спасти родной тралфлот от банкротства, согласились с тем, чтобы у них на 40% урезали зарплату. Дожидаясь лучших времен, они подрабатывали — кто грузчиком, а кто шофером, — но флот не бросали. Ветераны пишут, что за двадцать лет исчезло много флотов. Между тем тралфлот — градообразующее предприятие для двух районов Архангельска. Один рыбак создает по несколько рабочих мест на берегу. Поэтому с исчезновением тралфлота появится много безработных. Ветераны пишут, что, по их убеждению, приватизация тралфлота должна происходить только в виде конкурса, когда будут прописаны социальные обязательства — тогда остается надежда на сохранение тралфлота.

Фото: Игорь Буймистров/ИТАР-ТАСС

Полагаю, что судьба флота предрешена. Решение о «прихватизации» принято на гос. уровне. И ни наше новое областное руководство, ни потуги ветеранов флота, со своим письмом к президенту не повлияют на ход процесса. Не буду, да и нет никакого желания далее углубляться в эту тему, вы не хуже меня понимаете, в каком государстве мы сейчас живём.

Все-таки нельзя такие градообразующие предприятия отдавать на 100% частникам. Вот куда надо вливать деньги областного бюджета! А не на депутатские фигли-мигли. Хотя бы что-то инвестировать за долю в предприятии. Это же лицо, честь, потенциал региона, также как ЛПК.

Некоторые считают, что в приватизации Архангельского флота нет необходимости. Так, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Юрий Кокорев пока не видит оснований для приватизации.

Я остаюсь на позиции, чтобы база тралового флота оставалась в государственной форме собственности… Есть, конечно, проблемы, но в целом в нормальном состоянии находится флот, не дает повода для смены собственника.

Юрий Кокорев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий

Юрий Кокорев не уверен, что приватизация будет благом для коллектива и для базы флота. По его мнению, можно сменить руководителя, если государство считает, что нынешний глава компании недорабатывает.

Однако в Росимуществе явно считают, что время для приватизации настало. А в Агентстве по рыбному хозяйству Архангельской области говорят, что приватизация — это объективно необходимая процедура оздоровления АТФ.

На 2011 год выручка предприятия составила 3,2 млрд рублей, оборот — 4,3 млрд рублей, прибыль предприятия около 138 млн рублей, а долгов свыше миллиарда. В 2013 году АТФ необходимо закрыть 175 млн рублей долга, а к 2015 году — 770 млн рублей. Где взять деньги, если из 20 судов отремонтированы единицы, при этом эти суда не новые?

Алексей Коротенков, руководитель Агентства по рыбному хозяйству Архангельской области, SmartNews

Видео

Предприятие находится в предбанкротном состоянии: его может спасти только переход в частные руки.

Андрей Крайний, глава Росрыболовства

Долги предприятия — это кредиты на модернизацию судов для пелагического лова. Однако финансовую ситуацию осложняют и стареющие траулеры, предназначенные для вылова самых валютоемких видов рыбы — трески и пикши. Необходима покупка сразу нескольких новых судов. Заработать деньги на модернизацию траулеров самостоятельно АТФ сегодня не способно. Для этого нужен серьезный инвестор, найти которого в лице нового собственника и надеется наше рыбопромысловое предприятие.

23 октября в Минэкономразвития России прошли очередные слушания, на которых были озвучены критерии подхода к приватизации ОАО «Архангельский траловый флот». На слушаниях было озвучено три варианта перехода предприятия в частные руки: аукцион, конкурс или конкурентные переговоры.

За аукцион выступают «Рыбный союз», Минэкономразвития РФ и Федеральная антимонопольная служба. Они считают его лучшей формой приватизации: победителем станет тот, кто предложит большую цену. Против аукциона выступает траловый флот. Его поддерживает правительство Архангельской области и глава Росрыболовства.

В аукционе главное — цена, соответственно, тот, кто идет на аукцион, менее всего интересуется предприятием и его проблемами, им нужно не предприятие, а квоты на вылов рыбы. Это неприемлемо для нас.

Алексей Коротенков, руководитель Агентства по рыбному хозяйству Архангельской области, SmartNews

Скорее всего интерес представляет не флот, а квоты. Потом можно не развивать флот, а торговать квотами и на вырученные деньги покупать рыбу. Грустно как-то всё.

При приобретении АТФ рыбодобывающей компанией с существующим модернизированным флотом или компанией с развитой портовой инфраструктурой высока вероятность того, что флот АТФ будет передислоцирован в другой порт, перерабатывающие мощности в Архангельске закрыты, а трудовой коллектив распущен или значительно сокращен. На Архангельский траловый флот завязан и Архангельский рыбопромышленный техникум, который десятилетиями готовит кадры для тралфлота.

В связи с этим Росрыболовство настаивает на необходимости проведения конкурса, где могут быть выставлены дополнительные условия для приобретателя, в том числе социального характера. Региональное правительство также считает, что продажа акций Архангельского тралового флота должна проходить только при условии выполнения инвестором всех социальных обязательств. В первую очередь это касается сохранения рабочих мест.

Наиболее предпочтительной для приватизации АТФ считаем форму конкурса с социальным обременением, что подразумевает сохранение инвестором регистрации АТФ в Архангельске, сохранение рабочих мест, сохранение профиля работ и инфраструктуры порта, обеспечение доставки и перевалки рыбы в Архангельске, а также сохранение возможности учащимся архангельского рыбопромышленного техникума проходить практику в АТФ.

Алексей Коротенков, руководитель Агентства по рыбному хозяйству Архангельской области, SmartNews

Справка SmartNews

Заявки на покупку 100% акций АТФ на сегодня уже подали несколько компаний: Петрозаводское ООО «Вирма» — учредитель ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания — Мурманск» (СЗРК), ЗАО «Русская рыбная компания», которая входит в группу компаний «Русское море», 30% акций которой принадлежат совладельцу нефтетрейдера Gunvor и НОВАТЭКа Геннадию Тимченко, а также Мурманский рыбокомбинат. Интерес к тралфлоту проявляла и группа компаний «ФОР». В начале осени в списке претендентов на АТФ появился еще один игрок, ФАС подтвердила заявку на участие от «ЮСП “Северные инвестиции”» (99,99% владеет кипрская компания UCP Sea Resources Ltd). 

На общественных обсуждениях 23 октября Росимущество предложило также рассмотреть такой вариант приватизации, как открытые конкурентные переговоры, когда покупатели выступают с офертой, а потом начинается обсуждение поступивших предложений. На конкурс могут выйти 15–20 компаний, которые отвечают ключевым критериям: выручка потенциального участника не менее 500 млн рублей в 2011 году, а также отраслевая принадлежность, которая подтверждается наличием квоты на вылов, или осуществление одного из видов деятельности — переработка, консервирование рыбной продукции. По мнению Росимущества, для специфического актива в отрасли, в которой не так много игроков, такое количество участников является достаточным условием для наличия конкуренции. В критериях, предложенных Газпромбанком, руководство АТФ и правительство Архангельской области настораживает граница годовой выручки компании, которая сможет купить тралфлот.

Cумма потенциальной выручки в 500 млн рублей недостаточна для развития предприятия, надо понимать, что компании-инвестору, если она заинтересована в АТФ, придется вложить в первые годы достаточно большую сумму, чтобы вывести предприятие на уровень конкурентоспособности — примерно 4–5 млрд рублей.

Алексей Коротенков, руководитель Агентства по рыбному хозяйству Архангельской области, SmartNews

Как ожидается, следующие слушания по приватизации Архангельского тралового флота пройдут 23 ноября. Предыдущие слушания по этому вопросу завершились отсрочкой до 2013 года. Пока усилиями Росрыболовства, региональной власти и силами АТФ удалось убедить федеральный центр в том, что спешить с приватизацией не стоит.

Тем временем отсрочка оставляет АТФ один на один с долгами и необходимостью изыскивать дополнительные заемные средства для продолжения программы модернизации флота, иначе перед компанией может возникнуть другая проблема — банкротство.

Автор

Елена Сергеенкова

Над статьей работала

Алла Тучкова

1 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Ирина Синюкова 15 ноября 2012, 22:53, Изменено: 16 ноября 2012, 08:31

Депутаты Архангельской области на сессии, состоявшейся 14-15 ноября, приняли обращение в адрес Президента Российской Федерации Владимира Путина о необходимости сохранения Архангельского тралового флота. В обращении, в частности, говорится:
"Имеются основания предположить, что не исключен вариант продажи акций флота через аукцион, а не на конкурсной основе Подобное решение может привести к тому, что Архангельский траловый флот перейдет к частному инвестору, не обладающему возможностями для сохранения и развития флота. Практика свидетельствует о том, что ряд инвесторов заинтересован только в квотах на вылов рыбы. Существует также опасность того, что при отсутствии соответствующих обременений новый собственник в случае ухода предприятия из региона снизит либо переработку рыбопродукции на мощностях предприятия, переориентирует работу флота в иные порты северо-запада России. В результате возникает угроза потери Архангельского тралового флота, его кадров, разрушения береговой инфраструктуры и социальной сферы.
В связи с тем, что предприятие имеет большое социальное значение для региона, его потеря будет означать развал рыбной отрасли, приведет к негативным социально-экономическим последствиям...
Архангельское областное Собрание депутатов обращается к Вам с просьбой оказать личное содействие в проведении Министерством экономического развития Российской Федерации приватизации акций Архангельского тралового флота на конкурсной основе".

Добавить комментарий

Новое на сайте