В Чувашии, как и во многих национальных республиках России, заметно растет интерес к национальной культуре и религии предков. В обиход возвращаются националистические идеи о «Большой Чувашии» и родстве с гуннами и хазарами. А чувашские историки и этнографы берутся связывать многие поступки из жизни современных чувашей с древними традициями. Например, последний случай самосожжения чувашского афганца на Красной площади.
Чуваши отказались от язычества исторически совсем недавно — в ХIХ веке, и православие весьма органично вписалось в национальный характер народа. Но небольшой исторический период состояния в церкви и советский атеизм причудливо переплелись в самосознании, потому иногда сложно объяснить некоторые типично чувашские привычки или поступки.
Много сегодня говорят в Чувашии о традиции «типшар», своеобразном аналоге японского харакири. Слово «типшар» (тип+полт=р, тип+шар) историк Владимир Сбоев в примечаниях к «Заметкам о чувашах» объясняет происхождением от арабского «теббь» — «погибель, пропадь». Следовательно, «типшар» правильнее перевести на русский как «неодолимая, или гибельная, беда». Чувашский типшар относится к категории личного мщения, к бытовой форме пассивного наказания соплеменного негодяя или злодея через собственную смерть. Типшар — это защита имени и чести ценой своей жизни.
Редко между чувашами бывают ссоры. Еще реже вражды; но, ежели уже они очень рассердятся, то какое удивительное у них мщение! Чувашин идет к своему неприятелю, желая ему навлечь беду, давится у него на дворе. Бедные! Не знают другого мщения, как жертвовать своей жизнью, чтоб причинить беду врагу своему. Я тебе уже сказала, что беда в их мнении значит попасть под суд. Чуваши не знают несчастия выше этого.
Для чувашского менталитета утрата душевного равновесия, угрызения совести гораздо страшнее физического недуга. Типшар связан с запретом на убийство соплеменника, существовавшим издревле у многих народов. Грех убийства соплеменника считался одним из самых тяжких. В таком правовом поле бесправному члену общины оставалось лишь свести счеты с жизнью (во дворе обидчика) и действенно указать на виновного в его смерти.
Василий Поклаков. Фото: боевоесодружество.рф
Говоря о возрождении неоязыческих настроений в обществе, историки приводят в пример произошедший в начале февраля случай самосожжения на Красной площади в Москве. Свести счеты с жизнью пытался 53-летний ветеран афганской войны, председатель организации «Ветераны боевых действий “Боевое содружество”» офицер Василий Поклаков из Чувашии. Бывший десантник облил себя легковоспламеняющейся жидкостью из пластиковой бутылки и поджег. По сообщениям СМИ, Василий Поклаков пытался таким образом привлечь внимание властей к проблеме строительства реабилитационного центра для ветеранов-афганцев в Чебоксарах. Пострадавший до сих пор находится в реанимации института Склифосовского в тяжелом состоянии.
Офицер Василий Поклаков — не первый чуваш, пытавшийся сжечь себя на Красной площади. В ноябре 2011 года акт самосожжения пытался осуществить 37-летний Григорий Алексеев, оказавшийся обманутым дольщиком «Финской долины». В момент, когда мужчина стал обливать себя жидкостью из бутылки, его задержали сотрудники полиции. Ранее, в декабре 2007 года, акт самосожжения на Красной площади в Москве пытался совершить руководитель одной из чувашских агрофирм Эдуард Мочалов, ныне скандально известный в республике журналист, оппозиционер и борец с коррупцией. Поводом для всех случаев стали решения или бездействие властей разных уровней. Во всех случаях самосожженцы представляли не только себя, но и часть гражданского общества: ветеранов, дольщиков, крестьян.
Научный сотрудник Чувашского государственного национального музея Надежда Сельверстрова не исключает, что столь неординарное выражение протеста связано с подсознательной готовностью чувашей следовать древней народной традиции «типшар».
Видео
Преподаватель факультета журналистики ЧГУ Эрбина Никитина считает типшар особенностью чувашского менталитета. Склонность чувашей к суициду как способу не столько ухода от решения проблем, сколько мести обидчику была замечена этнографами с конца XVII века.
Действительно, чувашский типшар совершается, когда невинно пострадавший или оскорбленный желает доказать свою невиновность или видит, что виновник не осознает, не принимает вину, правдой и неправдой избегает покаяния или наказания со стороны общины, рода или семьи. Причина самоубийства в данном случае видится в неспособности индивида найти опору в борьбе с превосходящими его несправедливостями, неразрешимостью проблемы, в психологической усталости или фактической невозможности вести борьбу, в утрате поддержки среди близких, в потере надежды или смысла противоборства.
Причина, которая толкнула офицера Поклакова на такой отчаянный поступок, по мнению его сослуживцев, в том, что председатель местной патриотической организации «Ветераны боевых действий “Боевое содружество”» не выполнил обещание перед сослуживцами. Поклаков курировал строительство социально-реабилитационного центра для ветеранов и инвалидов войны в Афганистане. Строительство центра началось в феврале прошлого года. Василий Поклаков планировал уже в этом году закончить его и ввести в эксплуатацию и сам центр, и музей боевой славы, и спортивный комплекс, расположенные на его территории. Тогда администрация города выделила землю и дала разрешение на строительство, но вот разрешение на начало земельных работ выдано не было. Из-за начала строительства без необходимых документов Поклакову был назначен административный штраф.
Ответ администрации. Фото: Наталья Гребнева
Он лег на амбразуру нашего с вами равнодушия. Равнодушия властей всех калибров. Он строил не очередной торговый центр, а реабилитационный центр для воинов-афганцев.
Строительство реабилитационного центра. Фото: боевоесодружество.рф
Начинать строительство — это хорошо. Но если не будет поддержки властей — сложно построить. А как в дальнейшем обслуживать здание? Где финансы? Говорят, что сейчас Василий находится в Склифосовского, но подтверждения нет. Дай Бог ему здоровья.
Один из исследователей чувашской жизни царских времен Семен Михайлов писал: «Местные власти дурно управляют чувашами и во зло употребляют благонамеренные распоряжения правительства… как в прежние, так и в нынешние годы наряжаемы были по жалобам инородцев неоднократно особые комиссии для открытия главных виновных зла, которые комиссиями были открываемы и предаваемы суду… Писари и старшины чуваш, близкие к ним по службе, пользуясь их трусливостью, вместо защиты от притеснения и водворения между ними добрых нравов, являются сами первыми притеснителями и бывают примером для разврата, отчего в подчиненных им чувашах теряют всякое к себе доверие и заставляют смотреть на себя как на врагов. Не говорю уже здесь о лицах, занимающих высшие инстанции…»
Как видим по судьбе Поклакова, за сотни лет мало что изменилось.
А при чем тут вообще самосожжение к какому-то там неоязычеству, по-моему, людей на такие поступки толкает душевная неуравновешенность и безнадега, а вовсе не менталитет.
А как быть? Ведь так и есть! Наше общество все ближе и ближе к Средневековью, раз такие традиции стали возрождаться! Ведь если бюрократия кругом и бесправие, только так наши руководители примут во внимание, что где-то кажется есть несправедливость!!!
23 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе