Вопрос цены. Житель Иркутска требует от ФАС разобраться со сговором авиакомпаний

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

Житель Иркутска Василий Яшкинас пожаловался в ФАС РФ на авиаперевозчиков, летающих между Иркутском и Москвой. Он подозревает их в ценовом сговоре. УФАС по области обещает провести расследование за месяц. Иркутяне пристально следят за развитием событий.

Антимонопольная служба по Иркутской области (УФАС) начала расследование по признакам ценового сговора между авиакомпаниями, осуществляющими пассажирские перевозки по направлению Москва — Иркутск.

Заявление поступило от физического лица, указывающего на неадекватно высокие (по сравнению с другими регионами) цены на услуги авиаперевозчиков. В течение месяца мы будем проводить расследование. Анализ такого вопроса — процесс трудоемкий, поскольку требует серьезного изучения многих экономических параметров деятельности авиакомпаний. Так что не исключено, что времени потребуется больше, чем месяц.

Авиакомпании, которые подозреваются в ценовом сговоре, пока не озвучены, но местные жители к таковым относят всех перевозчиков: цены на билеты разнятся по иркутским перевозчикам в среднем на 1–2 тыс. рублей.

Прошу вас провести проверку по следующей проблеме. Цены на авиабилеты по маршруту Иркутск — Москва — Иркутск не снижаются ни у одной летающей туда компании, несмотря на то что летний сезон уже давно закончился. Традиционная летняя цена размером от 21 тыс. рублей в этом году не снизилась, и даже билеты на все месяцы до следующего лета продаются именно по этой цене и доходят до 40 тыс. рублей. В последние годы, как правило, с сентября эта цена падала до 10 тыс. рублей, иногда даже до 3 тыс. рублей, пока не наступал летний сезон. Что происходит в этом году, сказать трудно. Но билеты по маршруту Москва — Красноярск — Москва, которые в августе стоили так же, как и до Иркутска, теперь стоят 10 тыс. рублей. Долететь до Улан-Удэ и Читы, которые находятся дальше Иркутска на восток на 600–1000 км, стоит так же, а то и дешевле.

Цитата из обращения Василия Яшкинаса в ФАС России

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко не так давно предлагал развивать конкуренцию среди авиаперевозчиков в регионе. Но для этого, по его мнению, необходимо развить инфраструктуру, которая обеспечит возможность перелетов для 4–5 авиакомпаний.

К слову, ремонт Иркутского аэропорта был завершен недавно, в 2011 году. Периодически местные политики поднимают вопрос о необходимости строительства аэропорта большего размера в районе областного центра, но дальше заявлений дело пока не идет.

Видео

Последние несколько лет я работаю в Москве и вынужден часто летать по маршруту Иркутск — Москва — Иркутск. Ситуация для наших дней обычная. Не все транспортные расходы работодатель оплачивает. Поэтому эволюция цен на авиабилеты за этот период мне известна. В зависимости от сезона эта цена составляет от 3 тыс. до 12 тыс. рублей в один конец. Но начиная с июня 2012 года наступило сплошное межсезонье. Все авиакомпании держат цены на максимальном уровне. Это вызывает большие подозрения. Пусть те, кто должен отслеживать подобные вопросы, в этом разберутся.

Василий Яшкинас, заявитель, SmartNews

Иркутяне активно обсуждают в соцсетях новость о том, что УФАС принял жалобу Яшкинаса к производству. Мало кто считает существующие цены вменяемыми. Некоторые из комментаторов даже хотят написать жалобу в УФАС относительно цен на перелеты из Иркутска в Новосибирск, а другие, напротив, утверждают, что цены на билеты совершенно обычные, а муссирование этой темы в СМИ — не что иное, как политический заказ.

Для примера на 20 февраля: Иркутск-Москва-Иркутск — 21 500 руб, Улан-Удэ-Москва-Улан-Удэ — 17 600, Красноярск-Москва-Красноярск — 12 300. Ну, и на закуску Владивосток-Москва-Владивосток — 6 800 руб. Комментарии излишни. Драть их надо, как сидоровых коз. Хотя не думаю, что причина в одних авиакомпаниях, тут проблема гораздо глубже.

Есть такое понятие, как ценообразование. у него есть общие законы, как, например, соотношение спроса и предложения на товар. исходя из этого закона нет смысла сбрасывать цены на товар, который пользуется спросом. если из Ирк ежедневно летает 5 (или сколько там) рейсов в Мск, и все они неплохо заполнены, то реально спрос (т.е. количество денег, которое люди готовы отдать) — он такой. а если из УУ в Мск еле набирается один самолет, то толку цены поднимать? и есть отраслевые законы. себестоимость билета складывается из нескольких составляющих — затраты авиакомпании (эксплуатация судна, з/п людей, ГСМ…) и затраты наземных служб, принимающих рейсы (т.е. наш аэропорт выставляет авиакомпаниям счет). каково соотношение этих составляющих в стоимости билета Ирк-Мск или УУ-Мск? почему рост тарифов странным образом совпал с приватизацией аэропорта и планами на его продажу Дерипаске? журналистов этот вопрос не особо волнует. конкурентное поле создавать надо, не вопрос. но отсутствие этого поля — претензия не к авиакомпаниям, а к нашему аэропорту и руководству области.

Забавно. Я постоянно мониторю цены Ирк-Мск-Ирк, потому что часто летаю и потому что теперь привожу фотографов в Иркутск. Так вот всю вторую половину 2012 года цена была 20-25 т.р. и никто не жаловался. Да, мы ждали распродаж, чтобы можно было, как раньше улететь за 12-14 т.р. туда-обратно, но их осенью не было. В итоге я просто не полетела в Европу — ну необоснованно было платить 22 т.р. за направление Ирк-Мск-Ирк и 10 т.р. за Мск-Барселона-Мск. Расстояние причем почти одинаковое. Только в декабре появились билеты за 14 т.р., но (внимание!) через Владивосток. Да, один (или два) сегмента предполагали, что вы летите Ирк-Вл-Мск))) Это было дешевле, чем Ирк-Мкс))). А когда в феврале обвалились цены до 10-11,5 т.р., то почему-то заговорили о ценовом сговоре. Осенью-то почему все молчали? Абсурд! А сейчас «выровняют» цены по некоему мифическому рынку и будет опять 25.

Это же отличная капиталистическая конкуренция. Незримая рука рынка по заветам Адама Смита сама все расставляет на свои места. Формирует цены, идет борьба за клиента, которому только лучше от этого. Фигня, что в Европе на те же расстояния летают гораздо дешевле. Какой сговор, вы что?

Автор

Александра Поблинкова

Над статьей работали

Михаил Виноградов, Наталья Гребнева

Новое на сайте