Орденские кирпичи. Под Калининградом восстановят знаменитые фахверковые склады XVII века

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Борис Бартфельд/facebook.com

В Калининградской области начались работы по восстановлению уникальных фахверковых складов, признанных объектами исторического наследия. Правда, туристы и местные жители сперва приняли строительные работы за обыкновенную кражу кирпичей.

Под Калининградом, в поселке Железнодорожном, решили восстановить знаменитые фахверковые постройки, сохранившиеся еще с XVII века. Еще совсем недавно интернет-пространство западной губернии только и обсуждало, что судьбу этих старинных зданий. Трепетно относящиеся к истории калининградцы негодовали: в Сети появилась информация, что в поселке Железнодорожном на кирпичи разбирают знаменитые фахверковые склады.

Вот и конец знаменитым фахверковым складам в Железнодорожном. Разбирают на кирпичи. Сегодня дочь проехала с друзьями по области и нафотографировала, испортила настроение на все выходные.

Искреннее возмущение известного в области общественного деятеля разделили многие калининградцы. Ведь фахверковые конструкции всегда считалась туристической фишкой Янтарного края. Ни в каких других областях и краях России подобных зданий не существует.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Борис Бартфельд/facebook.com

В мудреном слове «фахверк» нет никакой мудрености. Все, кто бывал в Северной Европе, видел тысячу раз такие дома. Их делают на каркасе из деревьев хвойных пород. В основе таких домов жесткая несущая основа из вертикальных стоек, горизонтальных балок и диагональных раскосов, которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка. Затем пространство между опорами заполняется глиной или кирпичом. Получается, что несущие балки становятся некой инкрустацией здания, подчеркивают четкость его форм. Такой метод строительства появился в Германии в XV веке, но позже был распространен по всей Европе. В прошлом веке мода на дома в стиле фахверк вернулась.

Несмотря на возродившуюся популярность, в Калининградской области натуральные фахверковые здания можно пересчитать по пальцам. Слишком кровопролитными были бои за эту землю во время Второй мировой войны. Хроники констатируют: от некогда роскошного немецкого поселения Гердауэн, которое позже и было переименовано в Железнодорожный, в мае 1945 года мало что осталось.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Борис Бартфельд/facebook.com

Это был очень уютный городок, основанный еще тевтонами в 1325 году, с узкими уютными улочками, орденским замком и протестантской кирхой. И, конечно же, со знаменитым на всю Европу пивзаводом. Рецепт пива здесь держали в особом секрете, кто-то считал, что для изготовления напитка использовалась какая-то минеральная вода, другие уверяли, что по-особому выращивался хмель. Оставшиеся после войны здания здесь долго поддерживались в нормальном состоянии, те же склады, о которых идет речь, были признаны культурными объектами местного значения. Но потом наступили лихие 90-е.

Местные жители с болью вспоминают, как растаскивался на стройматериалы тот же орденский замок и пивной завод. При этом представители местного самоуправления разводили руками: у поселковой власти не было денег охранять от набегов мародеров исторические объекты. Поэтому шокирующему известию о разборке на кирпичи складов в Железнодорожном многие калининградцы не удивились.

Тем интереснее оказалось продолжение этой истории. Тревога оказалась ложной. Как утверждает областное руководство, склады действительно разбирают, но только для того, чтобы восстановить.

По дальнейшей судьбе этих зданий проводились неоднократные консультации с экспертами. Все приходили к одному и тому же выводу: какие-то декоративные работы вести бесполезно. Сами деревянные конструкции за века в значительной мере прогнили. Поэтому было принято кардинальное решение разобрать склады по кирпичикам, заменить деревянную основу и затем воссоздать их первоначальный вид. Работы на объекте в рамках проекта, подготовленного в установленном порядке, проводит организация, имеющая соответствующую лицензию Министерства культуры России.

О том, во что превратятся легендарные склады после реставрации, местные власти предпочитают не распространяться. Всё будут решать собственники помещений, которые и взяли на себя основной финансовый груз по восстановлению раритетных зданий.

Видео

Разборка фахверковых зданий в поселке Железнодорожном, 22 февраля

Видео: Валерия Бартфельд/youtube.com

Автор

Петр Градов

Над статьей работали

Ксения Гагай, Нелли Шестопалова

1 комментарий к материалу.

Рафаєль В. Макаров 27 февраля 2014, 14:30

В Калининградской области, кажется, к памятникам начали относиться более-менее по-человечески. Вот и фахверковые здания в посёлке Железнодорожном начали самостоятельно реставрировать (правда, сельчан забыли предупредить заранее).

Добавить комментарий

Новое на сайте